5 апреля первые лица российского образования, эксперты и учителя из различных регионов страны встретились на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания и обсудили задачи, которые стоят перед изучением истории и обществознания в школах сегодня.
Одним из важнейших вопросов съезда стало введение новой линейки школьных учебников, которые были разработаны в рамках Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. Председатель Государственной Думы России, Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил, что более 700 тысяч школьников страны уже почти год занимаются по новым учебникам истории. Особое внимание в своем выступлении он уделил тому, что фальсификации и манипуляции в истории недопустимы. Научный руководитель нового учебно-методического комплекса (УМК) по отечественной истории издательства «Просвещение», ректор МГИМО Анатолий Торкунов рассказал, что одной из важнейших задач исторического образования сегодня является показ истории России как части мирового исторического процесса.
«В новых учебниках по отечественной истории, - отметил докладчик, - показано, что в истории нашей страны истории тесно переплелись как европейские, так и азиатские тенденции развития всемирной истории. Россия изначально вбирала исторический опыт не только Запада, но и Востока, переплавляя его в собственную стратегию исторического бытия, вливавшуюся в динамику всемирной истории, а на определенных ее этапах даже формировавших ее направляющие векторы. В отличие от тех, кто пытается представить историю России некоей аномалией, мы делали акцент на том, что при всех различиях, присущих любой национальной истории, она неразрывно связана с мировыми процессами».
Эксперты отметили, что предметы истории и обществознании создаю фундамент для воспитания патриотических и духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Именно поэтому сейчас активно обсуждается возможность введения обязательного ЕГЭ по истории. Тогда появится возможность проверять у школьников не только знание фактов, но и умение думать и рассуждать.
Во время конференции историки также обсудили региональную составляющую, которая сегодня широко представлена в учебниках истории.
«Впервые речь идет не только о формировании государства Русь, но и о более ранних государствах в восточных и южных районах нашей страны, народах, проживавших там и являющихся сегодня частью многонационального российского народа, - отметил руководитель центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», один из авторов новых учебников истории России, Александр Данилов. – Над учебником работал большой авторский коллектив, который учитывал пожелания и предложения историков из самых разных регионов страны – Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Урала, Севера и Северо-Запада, Крыма и т.д.»