С 1 мая 2019 года администрация Владивостока получила полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Это земли, которые юридически не имеют ни собственника, ни арендатора, но очень важно, чтобы значительная их часть была вовлечена в хозяйственный оборот, рационально использовалась, приносила пользу людям и деньги в бюджет. До этого неразграниченной землей распоряжалась администрация края.
Какова на сегодня ситуация с земельными ресурсами в городе? Много ли свободных участков? Каков процесс из предоставления?
Как рассказала первый заместитель главы администрации Владивостока Наталья Соколова, основная «земельная работа» возложена в мэрии на Управление муниципальной собственности, и сейчас его специалисты проводят инвентаризацию земельных ресурсов, задолженности по арендным платежам, налаживают работу по муниципальному контролю законности использования земель. Дело в том, что уже в мае департамент земельных и имущественных отношений Приморского края передал в мэрию порядка 7 тысяч неразрешенных обращений о предоставлении земельных участков. Еще более 8 тысяч заявлений поступило в администрацию города с мая до сегодняшнего дня, и это огромный объем работы.
В мэрии подчеркивают: земельные ресурсы необходимо использовать максимально рационально для обеспечения комфортной жизни горожан. Так, важно увеличить объем строительства жилья, при этом желательна комплексная застройка, которая позволяет обеспечить горожан объектами социальной инфраструктуры. Городу нужны общественные пространства, парки, скверы, спортивные объекты, а также парковки и многое другое. Увеличение числа благоустроенных территорий и повышение комфортности жизни в городе, во-первых, поспособствует притоку туристов, во-вторых, снизит отток местного населения в другие регионы.
«Однако необходимо учитывать, что не каждый земельный участок или территория могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, - говорит Наталья Соколова. - Нередко бывает, что участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, правовой режим которой запрещает или ограничивает хозяйственную деятельность. Например, это запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны России; или санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов; защитные зоны объектов культурного наследия; охранные зоны трубопроводов, тепловых сетей, объектов электроэнергетики. Зачастую испрашиваются территории общего пользования с зеленными насаждениями, или проезды».
В УМС поясняют: к сожалению, на сегодня оперативно рассмотреть многие обращения не позволяют факты наложения многочисленных заявлений – на одну и ту же территорию имеется несколько обращений и в департамент земельных и имущественных отношений края, и в управление муниципальной собственности города. При этом, сведениями о рассмотрении департаментом таких заявлений муниципалитет не располагает и необходима соответствующая межведомственная переписка, что существенно снижает скорость рассмотрения обращений.
Кроме того, строительство в черте города не может иметь хаотичный характер, необходимо исключение «точечной» застройки. Поэтому образование и предоставление земельных участков в границах территорий, уже застроенных многоквартирными жилыми домами, осуществляется администрацией исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Соблюдение этих требований позволяет исключать «точечные» застройки, социальные волнения, не допустить хаотичности, планировать строительство дошкольных и школьных учреждений, других объектов социальной инфраструктуры.
Особая категория заявлений на земельные участки – от резидентов свободного порта Владивосток. Так, с 1 мая 2019 года от них поступило 1288 заявлений. Резиденты планируют строительство объектов для реализации инвестиционных проектов различного назначения. На данный момент из всех поступивших заявлений резидентов 829 – рассмотрено. На данный момент рассмотрено 829 заявлений, из них по 780 – отказано, заключено 26 договоров аренды земельных участков и договор купли-продажи участка; принято 22 распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о предварительном согласовании предоставления, об изменении вида разрешенного использования. На рассмотрении - 459 заявлений.
Наталья Соколова отмечает: основной причиной отказа резидентам СПВ в предоставлении земельных участков является также нарушение уже упомянутых выше требований пункта 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса, согласно которой образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенных многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а не через схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ещё один способ законно получить в собственность или аренду земельный участок из числа неразграниченных - участие в земельных аукционах. Сейчас управление муниципальной собственности проводит работу по подготовке таких аукционах. Причем хорошая новость в том, что сегодня даже нет необходимости образовывать земельные участки «с нуля». Дело в том, что на территории города масса уже образованных земельных участков, по которым в силу закона окончился срок аренды, и соответственно их можно вовлекать в хозяйственный оборот, выставляя на торги, или использовать для решения муниципальных задач.
Однако есть и серьезные сложности на пути подготовки аукционов. Так, необходимо, во-первых, завершение процедуры передачи от региона в муниципалитет земельных участков, во-вторых, - инвентаризация арендных отношений и земельных участков, с их осмотром, в-третьих, - погашение регистрационной записи обременения участка арендой, по договорам оконченным по сроку после первого марта 2015 года, далее, - направление требований об оплате задолженности арендных платежей и пени, об освобождении и возвращении земельных участков.
Также при необходимости нужно проводить мероприятия по изменению вида разрешенного использования земельного участка, анализ перспективы продажи участка или права аренды участка для тех или иных целей, с учетом существующей застройки, рельефа местности, действующей инфраструктуры.