2020-01-29T12:30:53+10:00 2020-01-29T12:30:53+10:00

Как китайцы ведут бизнес во Владивостоке?

Комичная история китайской компании, в которую попал один из местных жителей

29 января 2020, 12:30

Фото: PRIMPRESS
Фото: PRIMPRESS | Как китайцы ведут бизнес во Владивостоке?

Что такое IT-компания для человека со стороны? Программисты, компьютеры, сложные термины – красивая картинка, которая не всегда отображает реальность. Особенно во Владивостоке.

Вы можете проходить мимо офисных зданий и не знать, что в них творится. Сегодня мы разберемся, как во Владивостоке работают китайские IT-компании с прицелом на захват мира, а в качестве сотрудников этих «корпораций» выступают люди без какого-либо опыта. Это реальная история жителя Владивостока, который взглянул на этот мир изнутри и рассказал обо всем информационному агентству PRIMPRESS.

В марте 2019 года я решил, что должен найти работу. Последние пять месяцев я занимался копирайтингом, сидя дома. Мне это нравилось, однако проблемы с самодисциплиной и ленью вогнали меня в небольшие долги. Около двух недель я потратил на поиск работы, просматривая самые разные варианты. В один из дней я наткнулся на вакансию «администратор» в приложении HeadHunter. В описании указывалось, что нужно работать администратором в мобильном приложении. «Ничего не понял», – подумал я и оставил отклик. Можно ли ждать хорошей работы от компании, которая называется «Сокол»? На следующий день я получил приглашение на собеседование.

Собеседование проходило в довольно симпатичном офисе возле ж/д вокзала. Седьмой этаж, доступ к которому имеют только обладатели специального ключа для лифта, единственные соседи – японская компания. Все выглядело красиво. Зайдя в офис, я увидел 8-9 человек, сидевших за компьютерами и что-то печатавших. Меня провели в отдельный кабинет, и я стал говорить с человеком, который называл себя арт-директором. Тогда он рассказал мне о проекте, над которым нужно было работать.

Чем занималась компания?

До моего прихода российский филиал работал около двух лет. По словам руководителей компании, он был единственным, работающим в убыток. Остальные офисы находятся в Китае, Вьетнаме, Канаде и Египте (насчет достоверности двух последних фактов у меня есть сомнения).

Итак, есть китайская компания, ее владелец (его обычно называли босс) – китайский миллиардер. У компании есть два приложения: одно предназначено для стримов, другое – для знакомств. Люди, которых я увидел при входе в офис, занимались приложением для знакомств. Их работа – находить потенциальных клиентов приложения и уговаривать их купить vip-статус, название их должности «оператор». Я же (как самый настоящий администратор) должен был искать ведущих трансляций для второго приложения. Оклад – 30 тысяч рублей в месяц, при этом я сразу понял, что слишком напрягаться мне не придется. В итоге я сказал, что готов работать, и тут же стал работником этой империи по захвату пользователей (само собой, без подписи каких-либо бумаг и внесений данных в трудовую книжку – империя может держаться и на словах).

Что касается приложения, которым я должен был заниматься. Почти все ведущие – девушки из России, почти все пользователи – мужчины из Китая и Вьетнама. Среднее описание стрима: девушка красится, танцует, поет, слушает русский рэп. В это время кто-то из зрителей дарит ей виртуальные подарки. Никакой эротики, она запрещена. Дизайн приложения – ужас, название – ужас. С этим приложением мы работали всего месяц, после чего нас переключили на другое – тот же функционал плюс функции «Тиндера». Дальше я буду говорить лишь о нем.

Рабочие обязанности

Итак, моя обязанность – искать ведущих. Сначала речь шла о плане «три девушки, скачавшие приложение, в день». Позже план менялся почти каждую неделю. Главное – находить хоть кого-нибудь хоть иногда. Само собой, я делал это через социальные сети. Уже через неделю работы у меня был написан скрипт для ведения диалога, так что весь рабочий день я смотрел фильмы, слушал музыку, фрилансил, изредка отвлекаясь на отправку сообщений. Помимо меня работали трое администраторов (включая «арт-директора»), мои результаты были лучшими. Мои «коллеги» вручную переписывались с потенциальными ведущими, убивали на это кучу времени почти всегда без результата.

Когда мы перешли на новое приложение, операторы (правильно, те, кто ищет пользователей, – ты уже почти изучил эту терминологию) стали искать пользователей для нового приложения. Называется оно Bothlive. Если не знать контекст в виде целого рынка подобных приложений в Китае, то название вполне обычное. Вот только есть Bigolive и LiveMe – основные конкуренты, помимо них существует куча «лайвов» с другими приставками. В общем, креатив.

Среди особенностей нашего приложения – боты, пишущие всякую чушь (спасибо встроенному переводчику). Ниже скриншот, позволяющий оценить всю силу русского языка.

Как это должно было работать

Администраторы находят ведущих на оклад (12 тысяч рублей в месяц), операторы находят богатеньких пользователей, которые купят vip (от пяти долларов, в зависимости от привилегий) – наверное, план мог бы сработать, вот только стоит проводить подсчеты. Проведем их и мы.

Сколько денег стоило это удовольствие?

В разное время работали от двух до четырех администраторов с заработной платой 30 тысяч рублей в месяц. Операторов было больше – от шести до девяти. Их заработная плата – 35 тысяч рублей в месяц. Заработная плата «арт-директора» (о нем я расскажу ниже) – 55 тысяч рублей в месяц. Заработная плата «директора» (подробности ниже) – 80 тысяч рублей в месяц. Аренда офиса – 115-130 тысяч рублей в месяц (не могу вспомнить точную сумму, посчитаем как 120). 60 + 280 + 55 + 80 + 120 = 595. Получаем без малого 600 тысяч рублей в месяц только на российский филиал компании.

Теперь по обязанностям. Задача директора – вбивать статистику операторов в Exel, следить за дисциплиной и нанимать новых работников. С первым она справлялась, со вторым тоже, а третью обязанность она скинула на «арт-директора» (несмотря на то, что он ее нанимал). Директор работала неофициально, целыми днями сидела в своем кабинете и пила кофе. Еще она высчитывала зарплату раз в две недели. Все идеи китайцев ее волновали мало, только как повод посмеяться.

«Арт-директор», он же администратор, он же генеральный директор (а это официально) – именно на него и была оформлена компания. В его обязанности также входили и постоянная связь с китайским офисом, и встреча босса из аэропорта в случае его прилета, и поездки за заработной платой (отдельная тема для разговора).

Кстати, чем в этот момент занимается китайский офис?

В китайском офисе восседали разработчики и экономисты. Одни делали вид, что работали, другие – что что-то считают. В приложении постоянно были баги. Это нормально, ошибки всегда выявляются при эксплуатации, но тут все было немного иначе. Мы месяцами писали всем китайцам из головного офиса и владельцу компании о том, что нужно изменить ту или иную ошибку. Нам отвечали что-то в духе «да, завтра исправим», но баги оставались на месте.

Общение с китайскими коллегами шло, конечно же, в Wechat. Как же китайцы его любят! И если рабочий чат в России более-менее понятное дело (вот одна конференция для рабочих вопросов, эта – для неформального общения без начальства, эта – для этого проекта), то китайцы сразу же добавляют тебя в 5-6 чатов. Четыре из них всегда молчат, в двух рабочие вопросы тонут в стикерах с китайскими детьми и странными смайликами. Представьте, что заходите в магазин за хлебом, а вас посыпают снегом, громко смеются, после чего в окно въезжает медведь на фиолетовом велосипеде – это рабочий чат с китайцами. Отличный русский язык прилагается.

600 тысяч в месяц уходило, а результат не приходил – через пару месяцев наш любимый босс решил менять стратегию. Всех ведущих просили делать посты в своих социальных сетях в духе «я веду эфиры в этом приложении. Заходи смотри». Учитывая оклад ведущих (12 тысяч, напоминаю), ими не работали раскрученные инстаграмщицы. Чаще всего этой работой занимались студентки, у которых 180 подписчиков в «Инстаграме» и 43 друга в «ВК». Теперь подсчитайте, сколько людей придет в приложение от нее? А сколько человек потратит там деньги? То-то же.

Интересная деталь нашей работы в том, что у нас было минимум статистики. Мы фиксировали количество ведущих, которых приглашали каждый день, кто из них проходил на оклад (для этого нужно было понравиться китайцам), общее количество приглашенных за день людей. Последняя цифра была мифической, ее брали из головы.

В июне босс принял волевое решение – нужно открывать еще один офис в России. Он отправил своего русскоговорящего помощника из Китая в наш офис, чтобы мы все ему показали. В этот момент босс думал, какой город выбрать для филиала. Расчет средней заработной платы в городе, стоимость аренды офиса, население города – какие факторы нужно учитывать? Забудьте, все это не имеет значения. Помощник обмолвился, что у него есть знакомый в Волгограде, и, конечно же, следующий офис появился именно там. Побыв у нас два дня, помощник улетел в Волгоград, чтобы с помощью старого знакомого искать помещение для офиса.

Найдя офис, начались проблемы с его оформлением. Само собой, юридически компания оформлена на россиянина, кем и был «арт-директор». Кстати говоря, девушкам, которых он приглашал в приложение, он рассказывал про всевозможные должности. Но это лирика. Удалось открыть офис в Волгограде, чему босс был рад. За пару недель помощник сколотил там свою команду.

Цифры по Волгограду меня удивили. Набирали только администраторов, им поставили зарплату 18 тысяч в месяц, и люди приходили на собеседование. Их офис был рассчитан на 5-6 человек, аренда помещения обходилась в 20-30 тысяч в месяц – после Владивостока какой-то другой мир.

Как платит зарплату IT-компания в 2019 году?

Чем? Наличными. Откуда? Из сумки. Где берут сумку? В Китай-городе. Что такое Китай-город? Рынок на окраине Владивостока. Раз в две недели «арт-директор» ездил на китайский рынок, где ему передавали наличку. Привез, отдал директору, она выдала всем честно заработанные деньги – все довольны, налоговая в экстазе.

Великое путешествие

У владельца компании была машина BMW X5. Пару лет она простаивала во Владивостоке. В какой-то момент он решил, что на ней можно славно покататься по России. В начале сентября он сообщил, что «арт-директор» и помощник владельца должны поехать в Волгоград из Владивостока на этой бедной машине. Согласно плану, они должны были заезжать в каждый город по пути и выступать в университетах, рассказывая о нашем великом приложении. Сам босс должен был прокатиться с ними до Хабаровска, а потом взять билет на самолет и полететь в Волгоград, ожидая своих конкистадоров. В последний момент с ними захотел поехать один из операторов, любящий впечатления и имеющий водительские права (второй фактор был куда важнее первого). И они реально поехали.

В этот момент человек из нашего офиса должен был звонить в вузы каждого города из намеченного маршрута и договариваться о встрече с кем-либо из руководителей учебных заведений. Мы не поняли как, но с ними согласился встретиться ректор медицинского вуза в Хабаровске! Они накрыли ему стол, а он пообещал найти очень много девушек, которые станут прекрасными ведущими в приложении. Босс так воодушевился первым успехом (ведь Хабаровск был первым городом на пути), что решил ехать со своей командой до Волгограда. Путешествие длилось три недели. Больше ни один вуз их не принял, а обещания хабаровского любителя выпить остались неисполненными.

Наем SMM-сотрудника

В середине лета «арт-директор» неожиданно вспомнил о том, что во многих компаниях существует должность «SMM-специалист». Вспомнил он про это не просто так – он познакомился с девушкой, которая занималась этим в нескольких фирмах. По всей видимости, он решил дать ей подработку (ведь женщины влюбляются в тех, кто дает им подработку) и стал лоббировать появление новой должности. Босс, тративший только на наш офис почти 600 тысяч в месяц, отказал. Он объяснил решение довольно просто – пусть все работники будут «немного SMM». Тогда «арт-директор» объяснил важность должности помощнику босса, тот согласился платить зарплату из собственных денег через «арт-директора». Насколько я понял, они сошлись на сумме 20 тысяч в месяц.

Через несколько дней я увидел, как одна из работниц офиса (самая младшая – ей было 18 лет) делает посты в «Инстаграме». В цветах приложения. Я спросил, платят ли ей за это. Нет, не платят. Куда уходили деньги? Догадайтесь сами.

Директриса ушла с работы примерно в июле, ее должность была свободной до сентября. Поиск нового директора имел свои нюансы. Важным качеством нового начальника должен был стать его возраст – люди младше 30 лет занять ее не могли. Самый старший работник офиса в тот момент – 27-летний оператор, так что нужно было искать человека на стороне.

Перед началом великого путешествия в Волгоград начальник нашелся. Энергичный видеооператор пришел в компанию с надеждами на успешное будущее, реальный выход на рынок и с несколькими идеями по изменению концепции работы. За месяц он постарел лет на десять.

Он считал, что вместо множества неинтересных ведущих нужно находить людей с десятью и более тысячами подписчиков в «Инстаграме» и платить им больше, чем 12 тысяч. Амбассадоры, так сказать. Весь офис должен был переобучиться на эсэмэмщиков, чтобы раскручивать аккаунты, и уже с этих аккаунтов мы бы и привлекали пользователей в приложение. Мы написали письмо боссу, где объяснили, почему такой подход будет полезнее, перевели его на китайский и стали ждать. Босс одобрил новую концепцию работы, позволив нам нанять трех амбассадоров с окладом 25 тысяч рублей в месяц. Начался заключительный этап работы офиса.

Мы нашли автогонщицу (почти 30 тысяч подписчиков), танцовщицу (10 тысяч подписчиков) и переводчицу, говорившую на английском и китайском (тоже около 10 тысяч подписчиков). Именно их аккаунты мы и должны были раскручивать, отказываясь от прежней модели работы. Проблема была в том, что никто из нас и близко не соприкасался с SММ.

Через неделю босс сказал, что мы должны вернуться к прежней модели работы. Мы написали ему новое письмо. Он сказал, что мы молодцы, наша модель хорошая. Мы продолжили работать.

Новый директор занимался съемками видео для наших амбассадоров, мы же писали сценарии для этих видео, делали посты в «Инстаграме» и думали, куда пойдем работать (было очевидно, что все это должно закончиться).

Еще через пару недель босс заявил, что все работники компании обязаны вести эфиры один час в день. Само собой, всех это оскорбило. Почти никто этим не занимался. Снимать свое лицо на камеру каждый день не самое интересное занятие. За следующие две недели уволился практически весь офис (в том числе и директор).

Курьезы

Перед великим путешествием я брал интервью у босса. Я уже начал заниматься журналистикой (или чем-то вроде нее) и решил, что такой материал будет интересен. Как же я ошибался.

Офис. В нем три человека: я, босс и его помощник в качестве переводчика. Любой мой вопрос про деньги сводится к разговорам о том, что «мы много зарабатываем», про планы «много зарабатывать и открыть офис на каждом материке». Апогей интервью – ответ на вопрос: «Как приложение «Тик Ток» повлияло на рынок в Китае?» (хотел получить интересную историю про то, как оно помогает привлекать инвесторов). В ответ я услышал: «Я не хочу рекламировать чужие приложения».

Как китайцы относятся к своим работникам?

В апреле в наш офис приезжали операторы из Китая на стажировку. Два парня на неделю и два – на месяц. Им сняли одну квартиру, где они должны были жить, через некоторое время в город прилетел босс. В один из дней он решил остаться в офисе допоздна. Китайские операторы ждали, пока он их отпустит, и работали в офисе до десяти часов вечера (хотя рабочий день до семи). Потом они объяснили нам, что подобные переработки – часть рабочего этикета.

Если брать период с марта по октябрь (месяц моего увольнения), то компания потратила на российский офис около 4 млн 800 тыс. рублей. На офис в Волгограде ушло около 200 тысяч – не знаю, стоит ли считать эти копейки на фоне Владивостока. Зарплаты ведущим и амбассадорам за этот период – чуть более миллиона. Дорога от Владивостока до Волгограда? Я слышал про 100 тысяч в общей сумме, но не уверен, что это достоверные цифры. В любом случае за восемь месяцев компания потратила около шести миллионов рублей на раскрутку приложения. Единственный раз, когда в него пришли люди, было его открытие – в тот момент пользователей согнали из двух прошлых приложений компании. В остальное время оно было мертвым.

Все сотрудники компании уволились. Теперь мы не знаем, что происходит с этим местом. При общении с бывшими коллегами я схожусь во мнении, что такой концентрации безумия и безделья мы найти не сможем. Но теперь мы прекрасно знаем, что даже в красивом и удобно расположенном офисе могут сидеть люди, которые получают деньги просто так. Главное, чтобы налоговая служба научилась следить за странными ООО.

Заявление в налоговой. Люди ушли.

Ты не фотограф и не арт-директор.

Новости партнеров

Образ жизни