Инициатива авиаперевозчиков, внесенная на рассмотрение Министерству транспорта России, поставила в тупик экспертов. По данным экономистов, отмена бесплатного провоза чемоданов и ограничение веса ручной клади может сыграть злую шутку не только с пассажирами, которым придется платить больше, но и с самими авиаперевозчиками. Что произойдет, если Минтранспорта утвердит эту идею в ближайшее время, разбиралась «Российская газета».
С точки зрения авиакомпаний – их мотивы до предела ясны. Они хотят подзаработать (а прибыль перевозчиков неуклонно снижается три года подряд) и к тому же ограничить махинации пассажиров с провозом ручной клади. Особенно остро этот вопрос стоит у лоукостеров: скандалы, жалобы и разбирательства – вечные спутники перелетов без условленного багажа. Поэтому предложение, прозвучавшее в адрес Минтранса, простое: изменить ряд Федеральных авиационных правил и заставить пассажиров оплачивать все, что идет сверху «дамской сумочки» весом до пяти килограммов.
О пользе и вреде инициативы сейчас высказываются эксперты. Так, например, глава Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что, возможно, это и имеет смысл, чтобы прекратить бесконечные разбирательства, но максимальный вес должен быть не менее 10 килограммов. С этим же категорически не согласен ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Федор Борисов. По его словам, перечень разрешенных к провозу вещей ни в коем случае нельзя сокращать до одной сумки, сколько бы килограммов она ни весила. Есть хрупкое оборудование, которое в один мешок не запихнешь, - те же компьютеры, фотоаппараты, телефоны. Также надо в обязательном порядке разрешить провозить бесплатно детское питание, кресла для инвалидов и коляски. Так что список надо оставить, рассказал Борисов «РГ».
К тому же, считают эксперты, авиаперевозчики могут больше потерять от таких нововведений. К примеру, если запретить пассажирам брать на борт покупки из duty free, то аэропорты останутся без выручки от продаж, отметил Федор Борисов. А это приведет к росту тарифов на обслуживание перевозчиков.
Есть еще один риск для авиакомпаний. О нем рассказал председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его словам, россияне могут попросту отказаться от услуг российских авиакомпаний в пользу иностранных (там никаких ограничений нет) или вовсе пересядут на поезда.
Что касается чемоданов в багажном отделении самолета, то общие правила предусматривают сегодня минимальный вес в 10 килограммов. Это значит, что авиакомпании могут устанавливать свои ограничения сверх этой нормы, обычно это 20 килограммов. Разрешенный вес зависит от грузоподъемности самолета. Авиакомпании же предлагают отменить норму о бесплатном провозе багажа и заставить пассажиров платить за каждый килограмм. Это позволит бюджетным перевозчикам предлагать провоз увесистого багажа как дополнительную услугу.