Одна из самых частых ошибок в речи – плеоназмы. А также тавтология, что, собственно, является высшей формой избыточности словосочетаний, которые дублируют смысл сказанного. PRIMPRESS собрал топ-10 плеоназмов, которые всегда можно услышать в русской речи.
Итак, помимо выражений «отличительные особенности», «взаимное сотрудничество», «дарит бесплатную акцию», существует еще множество выражений, произношение которых показывает уровень грамотности человека.
«Коллеги по работе»
Коллеги и так работают вместе или в одной сфере, люди не могут быть коллегами по танцам или хобби. Поэтому это самый что ни на есть плеоназм, который вводит в заблуждение многих.
«Свободная вакансия»
Вакансия сама по себе подразумевает свободное рабочее место, поэтому не может быть еще свободнее. Свободной может быть касса, но не вакансия на должность кассира.
«Разные варианты»
Вариант – это один из нескольких предоставленных к выбору предметов, действий или ситуаций. Поэтому они не могут быть одинаковыми, как ни крути.
«Сервисное обслуживание»
Слово «сервис» переводится как обслуживание или служить, поэтому такое сочетание также является плеоназмом. Если перевести «сервис» на русский – получится даже не тавтология, а простой повтор.
«Ценные сокровища»
Стоит ли объяснять значение слова «сокровища»? Они по определению ценные. Поэтому будьте осторожнее, когда употребляете подобное выражение в коллективе.
«Государственный чиновник»
Конечно, этим выражением пользуются не так часто, может, именно поэтому всегда в нем делают ошибки? Чиновник и так государственный служитель, зачем ему дважды напоминать о его обязанностях?
«Предупредить заранее»
Если постараться вникнуть в сказанное, то получится, что человек просит предупредить его до того, как предупредит. Чтобы не выглядеть безграмотным, просите вас просто предупредить, без уточнений.
«Мое личное мнение»
Рекордсмен среди не самых очевидных плеоназмов выражение. С ним может соперничать лишь «лично мне кажется». Всем вокруг и так будет понятно, что ваше мнение принадлежит только вам и никому больше.
«Упасть вниз/подняться вверх по лестнице»
Упасть вверх очень сложно. Точно так же и подняться вниз по лестнице будет непросто. Но если вам когда-либо это удалось, то можете смело использовать эти выражения.
«Дарит бесплатное обслуживание/дополнительный бонус»
Страшный сон грамотного маркетолога. Подарки и так бесплатные, зачем это уточнять? А бонус сам по себе подразумевает дополнительные приятные для покупателя предложения. Но если это какой-то стратегический план по завоеванию внимания населения, то использовать эти выражения необходимо с маленькой припиской: «Осторожно, в нашем тексте плеоназмы».