2016-08-18T12:16:15+10:00 2016-08-18T12:16:15+10:00

Станет ли Владивосток «русским Суйфэньхэ»?

На китайском нашествии краевой центр не «поднимется»

18 августа 2016, 12:16
Конкурент

Фото: konkurent.ru
Фото: konkurent.ru | Станет ли Владивосток «русским Суйфэньхэ»?

Владивосток и Суйфэньхэ меняются ролями. Сможет ли приморская столица воспользоваться благоприятной конъюнктурой для экономического рывка? Об этом пишет деловой еженедельник «Конкурент».

По данным исследовательского института China Outbound Tourism Research Institute’s, за 2015 г. Россию посетили более 1 млн китайцев, которые оставили в своих поездках около $3 млрд. Поток продолжает неуклонно расти, с января по июнь 2016 г. он увеличился на 63%. Считается, что каждые шесть китайских туристов эквивалентны одному рабочему месту в стране, которую они посещают. Основные направления, интересующие гостей из КНР, — Москва и Приморский край, последний с января по июль 2016 г. принял почти 58 тыс. жителей Поднебесной — на 85% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Курсовая разница валют, развитие туристической инфраструктуры Приморья, а также соглашение о безвизовых групповых туристических поездках, заключенное между правительствами России и КНР, способствуют положительной динамике, однако пока восточный сосед выигрывает в объемах въездного туризма. За 2015 г. Суйфэньхэ посетили 360 тыс. россиян.

Из доклада заместителя мэра города Лю Дэшэн для IV Российско-Китайского форума по приграничному туризму между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР:

«Суйфэньхэ является самым большим пунктом пропуска в Россию в провинции Хэйлунцзян и даже во всем Китае, который постоянно выполняет роль моста и узловой станции. Он получил звание «город — стратегическая опорная точка Восточного шелкового пути» и несет огромную ответственность по осуществлению сотрудничества и дружеских обменов между народами России и Китая. За период с 2000 по 2014 гг. Суйфэньхэ принял 7 062 000 отечественных и иностранных туристов, из них только российских — 6 234 700 человек; прибыль от туризма составила более $900 млн».

Проломить арбузом

5 сентября 1986 г. китайский генсек Ху Яобан прибыл с деловым визитом в Приморье и преподнес в дар его жителям 5 тыс. арбузов. Позднее это событие получило название «Проломить ворота арбузом». По итогам переговоров были заключены все необходимые соглашения между СССР и Китаем о приграничной торговле между Пограничным и Суйфэньхэ. А в начале 1988 г. КПК Суйфэньхэ и соответствующие органы городского совета предложили строительство специальной экономической зоны «Порт Суйфэньхэ».

Новая стратегия развития города называется «5851» — «одна цель, пять платформ для ее достижения через восемь стратегических якорей и пять главных преимуществ».

«Одна цель — это пятилетняя реконструкция города Суйфэньхэ в международный логистический центр делового туризма, — говорится в программе, — пять платформ — это то, за счет чего мы достигнем цели. Первая платформа — особая зона свободной торговли и налогового режима. Вторая платформа — зона приграничного экономического сотрудничества. Третья платформа — русско-китайская зона торговли. Четвертая платформа — зона свободного экспериментального развития. Пятая платформа — инновационный кластер».

Восемь «стратегических якорей» в программе обозначены как «международный пропускной пункт», «торговый рай», «столица развлечений», «финансовый центр», «летний курорт», «база деревообработки», «инновационный город» и «северо-восточная азиатская культура». Пять главных преимуществ вполне мог бы примерить на себя Владивосток: «евразийский мост»; «город, на котором проверяются все пилотные проекты по взаимоотношению с Россией»; «связующее звено торговых отношений Китая и России»; «экологически чистый город для проживания и город смешанной культуры с большим количеством иммигрантов».

Сегодня Суйфэньхэ приносит провинции Хэйлунцзян треть прибыли от торговли с Россией, он определил план развития туризма в качестве ключевой стратегической отрасли региона и борется за звание «Лучший туристический город русско-китайского приграничного туризма».

Как мы видим, стратегия развития Владивостока имеет много общего с платформами и якорями программы «5851». Сможет ли краевой центр использовать «свои пять преимуществ» с такой же эффективностью?

Долго запрягает, медленно едет

Это лето стало жарким для местной индустрии гостеприимства. Гостиничная инфраструктура оказалась абсолютно не подготовлена к нашествию китайских туристов. Как показал опрос, проведенный корр. «К», отели уже не принимают заявки на бронирование, потому что все номера выкуплены. «Владивосток», «Моряк», «Гавань», «Аванта» закрыли продажи либо до 15 сентября, либо до 15 октября. Предстоящий Восточный экономический форум только усугубляет ситуацию.

«Дефицит номерного фонда — серьезная проблема. Учитывая, что турпоток вырос практически вдвое, действующая инфраструктура с ним не справляется. Туристов селят за городом — в Артеме, в love-отелях, домиках на Шаморе, санаториях», — сообщил представитель турфирмы «Аякс-Тур».

«Город не справляется», — подтвердили в туркомпании «Беркут», отметив, что рост турпотока связан также с запуском скоростного поезда из китайского приграничного города Хуньчунь.

Больше всего граждан КНР принимают гостиницы «Экватор» и «Владивосток». При этом только два отеля — «Азимут Владивосток» и «Экватор» вошли в программу China Friendly («Дружественный Китаю»), призванную создать комфортную среду пребывания для китайских туристов и продвигать российский турпродукт на международном рынке.

Сегментом гостиничной индустрии, не освоенным гостями из КНР, остаются хостелы, где традиционно останавливается много корейцев. Однако среди китайцев, предпочитающих групповые туры, они не пользуются популярностью.

Как отметили собеседники «К», гостиничная инфраструктура Владивостока вызывает достаточно нареканий со стороны постояльцев, прежде всего ввиду несоответствия категорий «цена — качество». Гостиничный бизнес КНР, входящий в перечень приоритетов развития китайской экономики, пользуется широкой поддержкой правительства, а инвестиционный климат подогревает наличие дешевого финансирования, что позволяет добиться быстрой окупаемости, развитого сервиса и комфортных цен. Во Владивостоке номерной фонд — порядка 4,6 тыс. койко-мест — не выдерживает никакой конкуренции с азиатским рынком. Как считают представители туротрасли, улучшить ситуацию могли бы отели «Хаятт», первый из которых должен был открыться еще в мае 2016 г. (изначально — к саммиту АТЭС-2012). Ценовой сегмент всемирно известной марки не смутил бы туристов, учитывая, что на данный момент они охотно бронируют номера стоимостью 7–8 тыс. руб./сутки в гостинице «Владивосток». В Суйфэньхэ, где насчитывается 150 отелей, сроки строительства типовой гостиницы обычно занимают не больше года. В два года укладывается возведение такого масштабного объекта, как отель «Сунцзян» в стометровом карьере недалеко от Шанхая, где первые из 19 этажей будут находиться под водой.

Портрет гостя

Какой он — среднестатистический китайский турист?

«На самом деле все туристы разные, разного возраста и достатка, причем это стереотип, что их привлекает исключительно шопинг. Многих китайцев интересуют прежде всего исторические достопримечательности и красоты природы», — рассказала Татьяна Павильонис, директор компании «Лотос-Тур».

В турфирме «Аякс-Тур» сообщили, что самый «качественный турист приезжает в июле-августе». Июнь связан с наплывом туристов по профсоюзным путевкам, летом у школьников в КНР каникулы, поэтому среди приезжающих много родителей с детьми.

Отдельный разговор — игорная зона «Приморье». Места в отеле Tigre de Cristal бронируются на три месяца вперед. Ежедневно казино обслуживает свыше 500 посетителей. Большей частью это средний класс, так как состоятельные игроки все-таки предпочитают Гуам и Макао.

По статистике China Outbound Tourism Research Institute’s, каждый гость из Поднебесной тратит за поездку в среднем около 15 тыс. юаней, или $2,5 тыс. Шоперов в первую очередь интересуют ювелирные изделия, шоколад, алкоголь и сувениры. Крупным ювелирным магазинам, удачно вписавшимся в схемы «гостевых маршрутов», китайские покупатели увеличили прибыль практически вдвое.

«Средний» китайский покупатель тратит на украшения в районе 20 тыс. рублей. Иногда это 8–9 тыс., иногда 50 и выше. Большой популярностью пользуются рубины и янтарь», — рассказала Жанна Жиронкина, представитель магазина «Изумруд».

«Чайна-фрэндли» становится городская инфраструктура. Указатели на китайском языке все чаще встречаются на улицах города, а в ряде заведений общепита появились соответствующие меню.

«Китайцы — наши постоянные посетители. Поэтому мы стараемся, чтобы у них не возникало проблем с переводом», — отметила Людмила Тобольцева, директор кафе «Мэджик бургер».

По словам управляющего рестораном Biergarten Александра Касьянова, в среднем гости из КНР тратят на полноценный обед или ужин 500–800 руб. Однако чаще они предпочитают китайские рестораны, где можно уложиться в 200–300 руб. на человека.

Мимо кассы

Сегодня в Суйфэньхэ, по данным статистического бюро, представлены 1218 торговых марок, из которых 159 — международные бренды и 768 — китайские. Владивосток обеспечить «торгового рая» интуристам пока не в состоянии, а объемы продукции местного производства не позволяют говорить о серьезной прибыли. Потягаться «якорями» он может только в звании «столицы развлечений» и «летнего курорта». Основное развлечение — это, конечно, казино. До 2025 г. оно должно обрасти полноценной развлекательной инфраструктурой, включающей 21 гостиницу, 12 гостевых вилл, яхт-клуб, горнолыжную трассу и другие объекты туристско-рекреационного назначения круглогодичного использования. Еще одна точка роста — Приморская сцена Мариинского театра, не так давно запустившего сайт на китайском языке.

В остальном — провал. В сфере морских экскурсий к услугам китайцев — демпингующие нелегалы. Они не имеют разрешительной документации, спасательных жилетов и отправляют туристов с полуразрушенных пирсов на сомнительных судах. Отдельная проблема — китайские гиды, работающие во Владивостоке без разрешений. Суд штрафует и депортирует их, однако зло остается неискоренимым. Между тем «интервенты» из Поднебесной увеличивают свою долю на рынке — они выкупают отели и рестораны, в городе действуют две крупные китайские турфирмы, и пусть пока эта проблема не столь масштабна, но ее потенциальная опасность велика.

Сергей Спирин, генеральный директор компании «Лаки турс»:

«В любом случае это хорошо, что люди едут к нам в страну и оставляют здесь деньги. Другой вопрос — кому они их оставляют. Недавно в городской администрации мы встречались с коллегами из Санкт-Петербурга, где ситуация стоит еще серьезнее — китайцы принимают китайцев. Такой же расклад, например, существует в Токио, чему я сам был свидетелем. Это общемировая проблема. Что касается нелегальных морских перевозок, то у нас практически нет ни одного причала, откуда можно было бы официально отправлять экскурсии. Законодательство запрещает использовать катера в экскурсионных целях — это совершенно абсурдная ситуация для города у моря. И пока она не изменится, проблему нелегалов не побороть».

А что, если…

На вопрос о возможности экономического рывка за счет роста въездного турпотока ни один из собеседников корр. «К» не сделал оптимистических прогнозов. Общее мнение свелось к тому, что, пока «русский человек медленно запрягает», этот поток может прекратиться так же внезапно, как и начался, а никаких стратегических путей отступления на данный счет не предусмотрено.

К слову сказать, Суйфэньхэ, где девальвация рубля нанесла сильнейший удар по приграничной торговле (в 2015 г. объем экспорта упал на 80,4% по отношению к 2014 г.), сейчас переориентируется на импорт товаров из России, для чего местная администрация предприняла ряд льготных мер. В беспошлинной зоне города официально начал функционировать центр прямой продажи российских товаров «Эпиньхуэй». На первом этаже торгового комплекса представлены российские шоколад, мука, соевое масло, алкогольные напитки, наиболее востребованные как туристами, так оптовыми торговцами из Китая. Торговля осуществляется как традиционным путем, так и через Интернет. Общая площадь центра превышает 1000 кв. м.

Кроме того, в провинции Хэйлунцзян планируется открыть еще порядка 50 магазинов «Эпиньхуэй». В короткий срок Суйфэньхэ превратился в самую большую в Китае базу по импорту и перепродаже российских товаров. Вместе с тем с 1 июля он наряду с Харбином и Хэйхэ составил перечень китайских городов, где вводится режим «такс фри» для туристов. Чтобы вернуть уплаченный НДС, необходимо лично предъявить чек на товар не дешевле 500 юаней, купленный в магазине из утвержденного списка, период между покупкой и выездом из Китая не может превышать 90 суток.

В настоящее время в Суйфэньхэ создано три зоны экономического развития: свободная таможенная зона, в которой установлен льготный режим налогообложения, зона технико-экономического приграничного сотрудничества и российско-китайская зона трансграничного сотрудничества, включающая торгово-экономический комплекс «Суйфэньхэ». Город, куда стекается российский лес, насчитывает более 100 предприятий по переработке лесоматериалов (на всей территории Приморья не наберется столько). В 2019 г. должен быть введен в эксплуатацию аэропорт Суйфэньхэ, что значительно повысит турпоток. В 2013 г. был открыт выставочный центр международных товаров площадью 2675 кв. м (для сравнения: площадь выставочного центра ДВФУ — 5,5 тыс. кв. м). В дополнение к существующей зоне свободной торговли 21 апреля 2009 г. правительством Китая определена новая бондовая торговая зона в Суйфэньхэ, где действует особый налоговый и таможенный режим.

Объемы китайских инвестиций в пограничную инфраструктуру значительно превосходят российские, и, как недавно корректно заметил мэр города Хуньчунь Ким Чунь Шань, «состояние пограничной инфраструктуры со стороны России оставляет желать лучшего».

Так сможет ли Владивосток догнать восточного соседа? Нет, уверены собеседники «К». И причина тому не только экономика КНР, вторая в мире (после США) по номинальному ВВП, и первая, что касается ВВП по паритету покупательной способности. Особенности менталитета накладывают свой отпечаток. «Там, где мы только подумали, у них уже завод стоит», — справедливо заметил один из референтов.

Александр Ивашкин, председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов»:

«Я вспоминаю Суйфэньхэ 1987 г. — глинобитная деревня, в которой каждый поезд встречали барабанщики-пионеры, а на весь город была единственная гостиница — «Чайка». Спустя 30 лет мы наблюдаем совершенно другую картину, буквально другую цивилизацию, где люди в моем представлении очень выросли — имея работу и накопления, они хотят путешествовать, поэтому сама история толкает нас к тому, чтобы идти им навстречу, развивать индустрию гостеприимства.

К сожалению, пока я не вижу особых подвижек в этом направлении. Многие континентальные китайцы, кроме того, что едут сюда познакомиться с русской культурой, моря никогда не видели. А где же наши катера, катамараны? 30 лет назад каждый турист мог приобщиться к морским красотам Уссурийского и Амурского заливов на борту пароходов «Ольга Садовская» и «Любовь Орлова». Сегодня они вынуждены пользоваться услугами сомнительных нелегалов. В городе не хватает туристической инфраструктуры. Часто неквалифицированный персонал, который не знает таких элементарных слов, как «cесе» или «нихао», недружелюбие — все это бьет по репутации туристической отрасли в Приморье. Может показаться, что турпоток нескончаем, однако нельзя забывать, что он может закончиться так же резко, как начался».

Виктор Белкин, доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы:

«Никто не может прогнозировать, как долго продлится этот период «китайского бума», а потому сложно говорить о каких-либо долгосрочных вложениях, связанных с ним. Сегодня выигрывают гостиничный бизнес, заведения общепита, продажи ювелирных изделий, кондитерской продукции. Китайцы закупают российские продовольственные товары из разряда экзотики, парфюм и т. д. Но готовы ли мы к дальнейшему росту турпотока такими же темпами? Конечно, не готовы, учитывая количество гостиниц, ресторанов, туалетов вдоль дорог, а главным образом, особенности нашего менталитета, нашу медлительность и неповоротливость.

Кроме того, предложение ограниченно. В свое время в Суйфэньхэ, в приграничную зону, подтянули продажи китайских товаров, за счет чего его экономика стремительно поднялась, ведь еще в 1991 г. это была деревня численностью 22 тыс. человек, где в домах топили по-черному. А какие товары можем «подтянуть» мы? Что мы производим? Муку, мед, макароны? Но это не тот объем товарооборота, который исчисляется миллиардами долларов.

Предпосылки к развитию туротрасли, конечно, есть, но неуверенность в завтрашнем дне мешает привлекать в нее серьезные деньги. Примерно та же ситуация, что и с аграриями, которые задаются вопросом, что будет, если эмбарго завтра снимут».

«Много и сразу» не получится

Директор Института экономических исследований ДВО РАН академик Павел Минакир предлагает не обольщаться по поводу того, что иностранный туризм станет одним из определяющих факторов для развития городов Дальнего Востока. Хотя у Владивостока здесь есть свои преимущества.

«Потенциально Владивосток, Уссурийск, Благовещенск, Хабаровск, другие города Дальнего Востока могут улучшить экономику от притока туристов. Но вряд ли получится, — считает Минакир. — Во-первых, совсем другая общеэкономическая ситуация. В 1990-х россияне были шоп-туристами, которые массово закупали китайские товары в Суйфэньхэ и других малых приграничных городках, перемещая туда огромные массы денег со всего Дальнего Востока. Китайские городки богатели на логистике, организации местного производства простейших товаров, посредничестве между российскими туристами и промышленными центрами КНР. Китайским туристам, которые приезжают к нам сейчас, массовый продукт вообще не нужен. Едут «индивидуалы», покупают для себя, объемы невелики, деньги тоже небольшие.

Во-вторых, посмотрите на масштабы поселений. Одно дело деревня «Сунька», для которой российские деньги — невиданное богатство, в разы превышавшее то, что она могла произвести сама. Другое дело Владивосток или даже Уссурийск — большие города, со своей промышленностью, к которой добавка туристов не лишняя, но вряд ли критическая.

В-третьих. Не буду говорить о налоговой и таможенной системах Китая, о которых знаю схематично. Но по российской системе львиная доля даже тех доходов, которые дадут туристы, уйдет в центр. Что вернется — большой вопрос.

В-четвертых, кто же будет развивать мелкий бизнес, ориентированный на туристический сервис? Думаю, что если и не полностью, то в большой степени — те же китайцы. Соответственно, и дополнительные доходы пойдут в Китай.

Что касается развития определенных отраслей. Следует понимать, каковы будут масштабы турпотока, суммы обращающихся средств, какова структура спроса на наши товары у китайских туристов. Что это будет для самих городов на Дальнем Востоке. Целенаправленная программа привлечения стабильной туристической массы или благодушное позволение отдельным бизнесам заниматься туристами? Что наши города могут предложить китайским туристам, кроме дешевизны отдельных товаров в связи с девальвацией рубля? Что хотели бы предложить?

Абстрактно туризм дает импульс ресторанному бизнесу, отелям, транспорту, сувенирным производствам, переводчикам-гидам, турагентствам. Но все зависит от турпотока. Бюджеты городов могут пополниться опять-таки при соответствующем количестве приезжих. Есть вопрос, как эти доходы будут распределяться между регионами и муниципальными образованиями, будут ли пересматриваться нормативы отчисления средств. Пока в России действует принцип «кто важнее, тот и богаче», а вовсе не «кто успешнее, тот и богаче».

Мы, россияне, умеем извлекать пользу от туристов. Но не любим возиться с «мелочевкой», наш девиз: «Если брать, так много и сразу». Много и сразу можно только украсть. Чтобы заработать, надо начинать с малого, жертвовать на начальных этапах почти всем.

Про отрасли и бюджеты можно будет поговорить потом, когда появятся и закрепятся на рынке реальные бизнесы, укоренятся качественные услуги, закрепится устойчивая репутация. После этого можно будет собирать статистику успехов, доходов, писать реляции, представлять друг друга к орденам и медалям, анализировать рейтинги и оценки. В общем, заниматься приятной и в общем-то бессмысленной работой. Пока чиновники будут этим заниматься, есть шанс, что они не станут наезжать на бизнес, делить его между собой и придумывать все новые «усовершенствования» и запреты, единственной целью которых, конечно, является забота о россиянах».

«Если мы так богаты, то почему не обустроим Владивосток?»

Начальник отдела департамента инновационного развития ДВФУ Николай Матвиенко обращает внимание: поселок Суйфэньхэ развивался не только благодаря вниманию китайских властей, но и по инициативе местных жителей. Чего во Владивостоке не предвидится:

«Сам факт того, что мы продолжаем дискутировать о пользе туризма для Владивостока, — немного удивляет. Другое дело, что эйфория по поводу его развития тут столь же неуместна.

Когда мы сравниваем тот же Суйфэньхэ с Владивостоком, ни на минуту не стоит забывать: процветания китайского города добились сами китайцы, а наш местечковый ад мы себе сами создали.

С 1995 г. в Суйфэньхэ построено 4 млн кв. м жилья. Во Владивостоке за этот же период — только 2,2 млн. Население Суйфэньхе выросло в пять раз. Во Владивостоке оно стабильно убывает. Объем товарооборота предприятий, действующих в границах городского уезда Суйфэньхэ и свободной таможенной зоны городского округа Муданьцзян, достиг в 2014 г. уровня в $17,1 млрд. Владивосток едва приблизился к $12 млрд, да и то если считать его по курсу доллара середины 2014 г., когда он был не выше 35.

«Патриоты» бьют в набат: «Китайцев сделали счастливыми российские туристы!» Но хочется задать вопрос: если мы — русские — и вправду так богаты, что можем строить у соседей города, то почему же свой город и свой дом, где мы живем, рождаемся и умираем, мы довели до столь позорного упадка?

Может, все же дело не в деньгах, или хотя бы не в их количестве? Ведь даже беглого взгляда на масштаб китайских новостроек вполне хватаете, чтобы понять: тут явно не одних лишь русских деньги.

Процветание соседних с нами китайских городов — прежде всего плод государственной политики Китая, опирающейся на способность и стремление своих людей создать общественные блага. Да, там три четверти (если не больше) недвижимости возведено за средства госбюджета. Да, компартия Китая взяла курс на достижение «среднего уровня зажиточности к 2020 году». Но власть в КНР не только дает деньги. Она консолидирует людей, объединяя и поддерживая инициативы, культивируя этические ценности здорового общественного поведения.

Часто у нас любят говорить, что надо «учиться у других», перенимать «лучшие практики», и прочие красивые слова. Интрига в том, что на поверку «лучшие практики» оказываются всего лишь простым житейским трудолюбием и добросовестностью в исполнении самых простых вещей. Никакого «чуда».

Можно ли извлекать пользу из туризма? Конечно, да! Почему мы не умеем ее извлекать? Потому что не в иностранных туристах дело, а в нашем неумении организовать свою повседневную жизнь.

Оценивая состояние индустрии гостеприимства Владивостока, общим мнением принято считать, что город наш не обустроенный. Нет табличек, путеводителей, общественных туалетов… Про гостиницы даже не стану напоминать. Но спрашивается: а кто мешает?! Делайте! Или вам надо, чтобы каждую табличку обязательно федеральный бюджет профинансировал? Чтобы каждый туристический буклет лично глава правительства вам подписал?

Мы же все чего-то спорим, упражняемся в цифрах, экономических выкладках, щеголяя эрудицией и мастерством глагола. А как до дела — ждем, чего нам сверху Власть укажет.

Что касается производства, направленного для обеспечения иностранных туристов, я бы подумал о наших туристах, которых выезжают за рубеж раз в 10 больше.

Если мы хотим еще кого-то там привлечь, и много, то надо бы сначала, по всем законам жанра, позаботиться о своей рекламе. А кто лучший носитель рекламы наших мест, как не те самые приморцы, что за рубеж на отдых выезжают? По нашему выездному сервису решают — интересно ли приехать в Приморье.

Если этот сервис топорный, наши туроператоры — криворукое жулье, только и способное объявить себя банкротом толпе людей, стоящих в очереди с деньгами, сжатыми в ладошку, то никакие красивые буклетики и никакое гламурное краснобайство наших госчиновников на международных форумах такой «рекламы» не пересилит.

Что можно сделать? Полезной может оказаться даже мелочь, если она вовремя и к месту. Посмотрите, как выглядит типичная китайская туристическая делегация на улицах Владивостока. Фирменные шапочки от солнца, одинаковые футболки, яркие зонтики на случай непогоды и чтобы не потеряться в незнакомом месте. Все одноразовое и дешевое, конечно. Зато видно, что людей этих кто-то организовал, что о них заботятся, что они вполне комфортно отдыхают. Видно, что люди эти приехали из комфортного, благоустроенного места.

А как выглядит в Китае толпа «руссо туристо», даже те, что трезвы? Неужто больших денег стоит нашим туроператорам пошить футболки для своих туристов? Неужто кто-то обеднел бы от пары дюжин кепок? Или вам эти головные уборы лично Путин должен сшить, за деньги федерального бюджета?»

Новости партнеров

Образ жизни