Вероятный карантин заставляет задуматься о предстоящем досуге. Один из лучших способов провести свободное время – пересмотреть любимые фильмы или ознакомиться с пропущенными. Что же стоит пересмотреть?
Среди всех режиссеров, которые делают по-настоящему авторское кино, Квентин Тарантино является одним из самых кассовых. Последний фильм Квентина «Однажды... в Голливуде» собрал в России более миллиарда рублей – это красноречивый показатель популярности режиссера. В какой момент фамилия Тарантино стала брендом и почему Квентин — один из лидеров движения постмодернизма в кино? Разбираемся с PRIMPRESS.
В чем проявляется постмодернизм Тарантино?
При просмотре всех (кроме двух, но об этом позже) фильмов Тарантино стоит понимать, что все персонажи являются клише, которые составлены из кинематографичных образов. Это не плохо и не хорошо – будучи киноманом, Тарантино еще в юности пересмотрел огромное количество картин, многие из которых – боевики разного уровня.
Даже если герои не делятся на хороших и плохих, они все равно не предстают обычными людьми. Режиссеры неореализма пытались создать персонажей, которые похожи на обычных людей. Тарантино делает персонажей, которые похожи на персонажей.
Заимствование
Квентин Тарантино не стесняется использовать чужие идеи – как настоящий постмодернист, он крадет наработки отовсюду. Его полноценный дебют «Бешеные псы» во многом использовал сюжет гонконгского боевика «Город в огне», некоторые сцены напоминали эпизоды из фильма Кубрика «Заводной апельсин». В дальнейшем Тарантино никогда не отказывался от большого количества референсов к кино и поп-культуре.
Как Тарантино переосмысливает жанры?
«Бешеные псы» и «Убить Билла» – переосмысление азиатских боевиков. Особую страсть к этому направлению Тарантино приобрел во время работы в кинопрокате. «Криминальное чтиво» показывает обратную сторону криминальной жизни, в которой суровые преступники любят поговорить о мелочах, потанцевать и даже шутить, однако это не мешает им убивать. Наоборот, любое насилие в фильмах Тарантино совершается с легкостью (за что его часто обвиняют).
«Бесславные ублюдки» – один из самых противоречивых фильмов в карьере режиссера. Если в прежних работах фоном для жизни персонажей становился обычный современный мир, то в «Бесславных ублюдках» показана Вторая мировая война, причем с самых разных ракурсов и юмором – очевидно, картина была обречена на скандалы. Вероятно, это один из самых смелых способов переосмыслить военное кино как таковое.
Далее Квентин взялся за один из своих любимых жанров – вестерн. «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка». Оба фильмы показывают разные стороны жизни США в периоды до и после Гражданской войны. Расизм, жажда наживы, попытки самоутверждения – все это наполняет картины вместе с привычными атрибутами Тарантино.
Нелинейность времени
В некоторых фильмах Тарантино ломает канон времени и показывает зрителям части истории в неправильной хронологии. С одной стороны, это издевательство над жанрами, с другой – попытка создания саспенса на пустом месте. Если в фильме есть стрельба и убийства, то спокойный разговор все равно может быть не менее интересным – об этом и говорит Тарантино последовательностью сцен. И он прав.
Как строит диалоги Тарантино?
Персонажи фильмов Тарантино могут говорить о чем угодно, в том числе о смыслах песен Мадонны или про «Песнь о Нибелунгах». Как правило, камера при этом подвижна и фиксирует пространство вокруг героев – по этой причине при общении сразу нескольких персонажей часто используется панорама. Постоянная смена ракурса позволяет придать разговорным сценам динамику.
Другой прием украсить диалоги – их деление на мизансцены. Герои могут общаться и перемещаться в пространстве. Яркий пример – легендарная сцена из «Криминального чтива», где герои начинают диалог о бургерах в машине, после чего выходят из нее и заходят в дом, ищут нужную квартиру. На протяжении всех перемещений диалог не заканчивается.
Благодаря визуальному оформлению и насыщенному содержанию диалоги Тарантино не заставляют скучать – достаточно взглянуть на их длительность. От начала вышеописанного диалога в «Криминальном чтиве» до его окончания проходит более семи минут, а начальный диалог в «Бесславных ублюдках» длится 16 минут.
Нетипичные фильмы Тарантино
Есть лишь два фильма Тарантино, которые нарушают общую систему, на которой американец строит свои фильмы. Первый из них – «Джеки Браун», второй – «Однажды... в Голливуде». Все персонажи этих фильмов сделаны по другим законам – это настоящие люди, которые испытывают настоящие чувства. Они хотят любви, славы, денег – в отличие от других картин режиссера эти фильмы изобилуют реалистичными персонажами, даже небольшой гротеск не мешает увидеть настоящих людей.
«Джеки Браун» основан на романе «Ромовый пунш» – единственная экранизация в карьере Тарантино, который предпочитает писать сценарии сам. Главные герои – уже стареющие мужчина и женщина. Они влюбляются друг в друга на фоне криминальных историй, в которых оказались замешаны. В фильме намного меньше юмора в сравнении с другими картинами режиссера, но это не делает его хуже.
Что касается картины «Однажды... в Голливуде», то она более типичная для Тарантино (во многом из-за финальной сцены), однако и здесь есть причины посмотреть на фильм с другой стороны. Возможно, Тарантино впервые в карьере показал дружбу двух героев – не такую клишированную, как в «Джанго», и не такую вынужденную, как в «Восьмерке». При этом работа с диалогами и культурными остылками осталась на прежнем уровне – просто Тарантино меняет свой ракурс.
Влияние Тарантино на мировое кино
Тарантино сильно ударил по статусу классических боевиков, которые строились на простых правилах: справедливый главный герой, пустые второстепенные персонажи, умеренные дозы насилия.
Также Тарантино повлиял на многих представителей авторского кино, которые не могли найти бюджет на первый фильм, – при бюджете в 1,2 миллиона долларов Тарантино привлек к своему первому фильму актеров с большим именем. Логика «Качественные диалоги вместо экшн-сцен» отразилась даже на британском кино, по такому же принципы сделаны первые (и лучшие) картины Гая Ричи.
А еще Тарантино рассказал миру о том, как называют четвертьфунтовый чизбургер во Франции.