В начале июня на Владивостокской таможне вновь обострится проблема с оформлением праворульных японских автомобилей. Ожидается, что тысячи дальневосточников не смогут оформить машину, привезенную для личных нужд в порты Приморского края.
Как рассказал изданию источник в таможенной службе, с 8 июня владивостокские таможенники будут руководствоваться приказом Минфина от 14.01.2020 г. № 44н «О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров». По мнению дальневосточных таможенников, согласно документу, таможенная служба в Приморье лишается полномочий оформлять машины лицам из других регионов. Теперь граждане, зарегистрированные в других субъектах РФ, будут получать таможенную декларацию и заниматься оформлением машин по месту жительства. Список регионов и приписанных к ним таможен опубликован в приложении к приказу Минфина.
Для дальневосточников новелла Министерства финансов может обернуться подорожанием стоимости услуг при оформлении. Как рассказали в компании «Владтрек», лица, которые приобрели автомобиль после прихода его на таможенный склад, должны оформить таможенный транзит и в этом режиме привезти транспортное средство на таможенный пост в свой регион и в нем завершить все таможенные процедуры.
Автоброкеры считают, что это крах отлаженной системы оформления автомобилей. «Фактически в ряде таможен это будет сложно сделать, так как только в Приморье выстроена инфраструктура для быстрого оформления автомобилей. Прежде всего жители других регионов не смогут оформить на купленный автомобиль свидетельство безопасности транспортного средства (СБКТС), так как для этого необходимы аккредитованные досмотровые площадки», – рассказывают в компании «Примброкер».
Напомним, что год назад государство усложнило требования к деятельности компаний, выдающих СБКТС. Если раньше осмотр проводился на «бумаге», но при этом компании продавали свои услуги от 3 до 5 тыс. руб., то после введения требований об обязательном досмотре лаборатории вложили значительные средства в оборудование для осмотра, что привело к поднятию цен на 100%. Однако во Владивостоке после народных возмущений компании были вынуждены снизить цены.
«Не думаем, что в регионах, куда поедут машины, можно будет быстро подготовить лаборатории. Ведь они обязаны получить в Росстандарте аккредитацию, а это значит вложиться в оборудование. Во Владивостоке эти вложения бизнеса отбиваются за счет стабильного потока ввозимых автомобилей. А что будут делать регионы? Допустим, откроется лаборатория в Красноярске или Якутске. Если к ним будет приходить по тысяче машин в год, она будет окупать свои инвестиции 15 лет. Чтобы выйти в зону рентабельности, компаниями нужно будет поднимать цену до 50 тысяч за одно свидетельство либо проводить осмотры только на бумаге, что является грубейшим нарушением всех регламентов», – заявили в одной из компаний, выдающих СБКТС.
Опасения игроков рынка понятны. Стабилизация курса доллара вновь возобновила процесс приобретения гражданами автомобилей для личных нужд. За все годы с момента открытия авторынков Японии правый руль как антикризисная мера выручает россиян, предоставляя возможность привезти качественный и недорогой автомобиль. Более того, возможность приобретения автомобилей в Японии – это один из факторов, удерживающих людей от переезда, а также тысячи рабочих мест в регионах в сфере авторемонта и автосервиса. И теперь очередные барьеры вновь поднимут цены на эти автомобили.
То, что цена на оформление возрастет, сомнений нет. Кроме проблем с СБКТС, купившие в Японии автомобиль граждане столкнутся с проблемой доставки транспорта на таможенные посты своего региона. По Таможенному кодексу необходимо будет нанять для перевозки специализированного таможенного перевозчика. В ДВФО таких компаний немного, и стоимость услуги транспортировки может значительно вырасти. Если раньше можно было доехать на автомобиле своим ходом до Сибири или Якутии и сэкономить около 50–70 тыс. руб. на транспортировке, то теперь, только чтобы начать процесс оформления машины на таможне, нужно будет добавить к цене автомобиля около 100 тыс. руб. за его доставку специализированным таможенным перевозчиком. При условии, что таможенные перевозчики согласятся возить этот вид грузов.
Но возросшая стоимость доставки – это не единственная проблема. Как будут выходить из положения граждане в регионах, в которых нет автомобильного сообщения с портами Приморского края? Например, жители Камчатки или Чукотки? Ведь им нужно приобретенную в Японии машину морским путем доставить на таможню региона, и не факт, что такую перевозку можно осуществить в транзитном режиме.
В итоге около 40% от ввозимых из Японии автомобилей должно быть оформлено в региональных таможнях. Готовы ли к этому таможни, пока не ясно, но нет сомнений, что грядет явная дискриминация прав граждан Дальневосточного региона. Ведь десятки тысяч жителей Дальнего Востока оказались ущемлены в своих правах на доступность государственной таможенной услуги.
Для населения это обернется тем, что для жителей одного региона оформление приобретенной в Японии машины будет стоить на 100–200 тыс. дороже, чем для жителей другого региона. И виной этому приказ Минфина. Безусловно, если бы это был иной нормативный акт, то он бы получил негативную оценку на портале проектов нормативных актов государственного регулирования. Этот приказ противоречит основам государственного регулирования в таможенной сфере. Он сносит четко работающую систему таможенного оформления автотранспорта, сформированную за десятки лет. Систему, в которую интегрирован бизнес, модель управления, под которую рассчитано штатное расписание таможенных постов.
А ведь другие государственные структуры таких ведомственных «чудачеств» стараются не допускать. И возможно, что и этот нормативный документ можно истолковать на благо народа и избежать апокалипсиса с оформлением машин. Участники рынка отмечают, что в приказе нет прямого запрета на таможенное оформление машины на граждан, у которых отсутствует регистрация в Приморье, и что таможни других регионов получают право оформить машину при необходимости. Однако неофициально таможенники уже уведомили брокеров, что приказ нужно трактовать как запрет. И это странно. Ведь по аналогии с оказанием медицинской помощи населению человек может ее получить, находясь в одном регионе, а быть прописанным в другом. Главное, чтобы это был российский гражданин, а территориальные фонды ОМС в дальнейшем между собой решат вопрос с оплатой. «В нашем случае государство получает от гражданина деньги в виде пошлины, которая поступает в федеральный бюджет. Но в одном регионе к пошлине добавится сумма, которая может быть одной третьей от пошлины, и эта финансовая нагрузка на людей ляжет на разработчиков приказа», – считают брокеры.
Однако этого можно избежать, если Минфин разъяснит, как необходимо трактовать приказ. Если это будет запрет оформлять в приморской таможне машины иногородних граждан, то жители Дальневосточного региона и Сибири на пустом месте, без разумных причин получат очередной социальный пинок от власти. Росчерк пера московского чиновника вновь обострит проблематику социальной незащищенности российских граждан, и это все сделано накануне подготовки к важнейшему для страны голосованию по поправкам в Конституцию.