Как древние жители Приморья боролись с тайфунами и наводнениями, не имея ничего из современных средств, рассказывает деловой еженедельник «Конкурент».
«В том месте, где Сучан (ныне река Партизанская) впадает в море, около самого устья реки есть две одинаковые скалы, стоящие рядом: та, что ближе к морю, называлась тогда Данай-шань (ныне — Сестра), а та, что стоит на берегу реки, — Эр-най-шань (ныне — Брат). У подножия последней была большая каменная кумирня в честь бога небесных стихий Лун-ван-е. Боги этой кумирни были известны тем, что никогда не отказывали просящему их человеку», — писал в свое время исследователь Приморского края Владимир Арсеньев.
Лунване — в китайской мифологии хозяин водной стихии, которому подчинялись боги грома и ветра Лэйгун и Фэнбо, владыка дождя Юйши и драконы морей. Лунване пребывал в образе дракона, хотя нередко перевоплощался в человека.
В народе Лунване считали главным водным божеством и регулярно просили защитить поселения при засухе или наводнении.
«От фанзы шла маленькая тропинка. Я пошел по ней. Тропинка привела меня к кумирне, сколоченной из досок и украшенной резьбой. В ней была повешена картинка, изображающая бога стихий Лунване, окруженного другими богами. Все они имели цветные гневные лица. Перед богами стояли маленькие фарфоровые чашечки, в которые, вероятно, наливался спирт во время жертвоприношения. Впереди кумирни стояли два фигурных столба с украшениями», - описывает Владимир Арсеньев кумирню китайскому божеству, построенную на реке Павловке в Чугуевском районе.
Ритуалы против наводнений
Одним из важнейших святынь для обитателей Приморья в прошлом был храм Белого Дракона в устье реки Сунгачи на Ханке, также приносившей неисчислимые бедствия в случае своего разлива.
«Хэйлунцзян»– так по-китайски называется река Амур, где «хэй» — «белый», «лун» — «дракон», «цзян» — «река». В общем, «река Белого Дракона».
Белый Дракон, согласно китайским легендам, регулировал количество осадков.
Дракон имел «девять сходств»: рога оленя, голова верблюда, глаза дьявола, шея змеи, брюхо моллюска, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра, уши вола. Весной он взлетал на небо, а осенью также уходил под воду. В земном мире он пребывал в образе старца Лунвана, изображение которого и устанавливалось в храме.
Так, во время засухи статую Лунвана выносили из храма и ставили на открытом пространстве, освещенном солнцем, а когда приходили наводнения, ее носили, чтобы показать Лунвану размеры бедствия и усовестить его. В случае, если это не помогало, статую топили в воде реки Сунгачи или в самом озере.
Умилостивить богов
Юг Хасанского района преимущественно был населен корейцами. Тут местное население выполняло обряд для получения хорошего урожая, для чего восходило на главенствующую вершину окончания хребта Черных Гор — сопку Заозерную.
Местными выполнялся обряд для умиротворения духов, чтобы они помогали или хотя бы не мешали вырастить хороший урожай. Устраивались пляски и пелись песни, а специальный танцор в маске бил в барабан чангун — национальный корейский музыкальный инструмент, используемый не только на веселых представлениях, но и в обрядах общения с духами. Сам его звук символизировал стихию дождя.
Культ бога горы («сансин») занимает у корейцев важное место. Одной из форм почитания духов гор является сооружение в местности каменных насыпей-алтарей («сонан», «сонантан»), которые украшаются соломенными жгутиками, полосками бумаги, кусочками ткани, а также тут раскладывается предлагаемая духам еда. Иногда сонантан имеют форму небольших кумирен или даже маленьких храмов. Все это было и в массиве Заозерной, вокруг которой располагались обширные рисовые поля, такие чувствительные к наводнениям.
Эпоха разрушений
К сожалению, во время Хасанских событий в 1938 году все сакральные сооружения на сопке Заозерной были взорваны в результате ковровых бомбардировок и артобстрела возвышенностей. В 1930-х храм, построенный в местечке Лунг-мяо, был разрушен японцами. Не так давно храм был восстановлен и уже стал популярным местом посещения не только местных жителей, но и туристов. В нем продолжаются служения Белому Дракону озера Ханка на удачу местных крестьян и рыбаков. Ежегодно там празднуют и День поднятия головы Дракона — Лунвантоу.
Храм в устье Сучана был разрушен еще в ХI веке. А сама сопка Брат была взорвана, и ее вершина пошла на гравий.
До историков дошли сведения, что на территории древнего Приморья существовали специальные министерства дамб и борьбы с наводнениями, во главе которых стояли известные и по сей день чиновники древнего Бохая, империи Цзинь и Северной Сун. Мы до сих пор можем видеть на территории всего края ирригационные сооружения, построенные под управлением этих министерств.