Минтранс внес в правительство законопроект «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации». Речь идет о регулировании перегрузки опасных и вредных веществ, перевозимых в качестве грузов с судна на судно за пределами акваторий морских портов.
Как сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко, данное решение реализуется по поручению президента Владимира Путина, который обратил внимание на недопустимость подвергать риску экологическую среду российских территориальных вод в результате часто практикуемой перегрузки или перевалки опасных грузов в открытом море.
«У нас есть мощности, чтобы обеспечить безопасную перевалку опасных грузов в портовых терминалах. Однако в погоне за лишним рублем зачастую игнорируются элементарные требования экологической безопасности. Перегрузка с судна на судно проводится лишь с целью удешевления логистических процедур, в результате которой непомерному риску подвергается и без того хрупкая экосистема, уникальные морские биологические ресурсы», – подчеркнула вице-премьер.
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву Российская Федерация вправе принимать необходимые меры по предотвращению преднамеренных и непреднамеренных сбросов, аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, загрязнения морской среды из любого источника, в том числе с судов.
Вице-премьер пояснила, что предлагаемыми изменениями предусматривается прямой запрет на перегрузку с судна на судно за границами морских портов опасных и вредных веществ, к которым, к примеру, относятся нефтепродукты и ядохимикаты. Контроль за соблюдением норм будет обеспечивать Росприроднадзор, дополнительно соблюдение правил в особой экономической зоне будет обеспечиваться пограничной службой ФСБ.
Одновременно с этим за нарушение правил перегрузки опасных и вредных веществ с судна на судно планируется установить существенные административные штрафы, а если это, помимо прочего, привело к загрязнению окружающей среды – вплоть до конфискации судов, резюмировала Виктория Абрамченко.
Это не первая инициатива властей в части регулирования деятельности в морских портах. Ранее Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, который обязует частных инвесторов при инвестициях в портовую инфраструктуру представлять органам власти инвестиционную декларацию, на ее основе будут заключаться соглашения о создании объектов инфраструктуры морского порта.
Законопроект, предполагающий поправки в закон о морских портах, обязывает инвесторов согласовывать с ведомствами и регионами инвестиционную декларацию, на основании которой будет заключаться соглашение о создании объектов инфраструктуры морских портов и реконструкции портов, находящихся в частной собственности.
В эту декларацию должны включаться обязательства инвесторов по размеру инвестиций, срокам ввода в эксплуатацию объекта и объемам грузов, которые будут переваливаться через порты. Инвесторы должны будут предоставить по этим обязательствам денежное обеспечение или банковскую гарантию, «соразмерную» вкладу в проект государства, либо инвестиций РЖД, или средств «Росавтодора» и «Росморречфлота». За неисполнение любого из этих требований предусматриваются штрафы для инвесторов.