Владивосток считается главным российским дальневосточным причалом для иностранных судов. Почти весь морской контур города занимают порты, один из них - Владивостокский морской торговый порт - видно из многочисленных окон домов, расположенных на полуострове Эгершельд. Владивостокцы живут с портом и его насыщенной жизнью бок о бок десятки лет. Но мало кто знает, как устроен быт портовчан, их нравы, особенности и специфику работы. Познакомиться с деятельностью одного из крупнейших в регионе предприятий решил корр. PRIMPRESS.
Режимный объект
Открыт закрытый порт Владивосток, да не весь. Сам торговый порт, который занял бухту Золотой Рог со стороны улицы Светланской вплоть до Крыгина, представляет собой закрытую режимную территорию. Попасть на ее земли могут либо сотрудники, либо гости, получив на то предварительно пропуск. На всей территории действует пропускной режим и таможенный контроль.
Всего у ВМТП два въезда: один в районе морского вокзала, а основной поток грузовых автомобилей заезжает со стороны Эгершельда. Их украшают шлагбаумы и рентгенные рамки, а за ними взору гостя открывается совершенно другой мир, очень похожий на муравейник: здесь ходят товарные поезда, ездят фуры, работают краны, а на берегу пришвартованы огромные пароходы. В порту работает, как один заведенный механизм, не только большая техника, но и люди, в том числе представители различных служб, таких как таможенные, санитарные и карантинные. Именно их слаженная и круглосуточная работа помогает ВМТП функционировать слаженно и оперативно.
Техника и люди
Но и своей техникой портовчане гордятся отдельно. По их словам, любой груз мира может быть беспрепятственно принят ВМТП. Иначе говоря, все существующие на свете типы контейнеров могут выгружаться в порту с помощью этих гигантских машин. По техническому оснащению порт является одним из самых высокотехнологичных среди всех портов Дальнего Востока.
«Больше двух месяцев мы реконструировали подкрановые пути: тяжеловесное оборудование дает большие нагрузки на покрытие, ремонта которого не было уже долгое время. Сейчас мы ждем, когда бетон наберет силу, и примерно с 10 октября эта площадка заработает в полную мощь. И ее работа поможет дополнительно увеличить грузооборот и открыть еще одну линию», - рассказал директор департамента по эксплуатации ПАО ВМТП Сергей Пьянков.
Ремонт и техническое обслуживание не прекращаются в порту ни на день. За крупногабаритной техникой нужен тщательный контроль. Если из строя выйдет хоть одна небольшая деталь, в ловушке могут оказаться не только работники порта, но и конечные потребители, которые ждут своих товаров на прилавках во всех странах мира. А ВМТП несет ответственность перед каждым клиентом, кто перегружается в их порту.
Объем работы у порта немалый. Несмотря на экономический кризис, работники порта продолжают ставить трудовые рекорды: недавно за одни сутки, например, было обработано 374 вагона.
«В октябре 2015 года аналогичный показатель составлял 179 вагонов в сутки», - отметил пресс-секретарь ВМТП Михаил Соколов.
Большие планы
Планы у руководства порта оптимистичные – в ближайшие два года ВМТП планирует увеличить объем грузов в два раза. Первое увеличение показателей станет заметным уже в октябре этого года – в этом месяце, по расчетам специалистов, порт будет перерабатывать более 400 вагонов в сутки, что впоследствии станет нормой. Технологические и управленческие решения для реализации такой задачи были найдены совместно с руководством РЖД.
«Для того чтобы оптимизировать все процессы, мы планируем создание единого диспетчерского пункта на территории ВМТП, где будут работать диспетчеры железнодорожной станции Владивосток. Это позволит ускорить время обработки железнодорожных составов. А для ускорения погрузки непосредственно в порту мы запустили собственный маневровый тепловоз», - сообщил Михаил Соколов.
Также сотрудники ВМТП и ДВЖД недавно приступили к внедрению новой технологической карты предварительной сортировки составов со смешанными видами грузов. Сортировка вагонов, прибывающих на станцию Владивосток, будет осуществляться на станциях Губерово и Спасск-Дальний Приморского края. По предварительным оценкам специалистов РЖД, нововведение позволит сократить время обработки составов во Владивостокском морском торговом порту в 1,7 раза.
У ВМТП есть уникальное преимущество перед всеми портами Приморья – он единственный полностью универсальный порт во Владивостоке, который переваливает контейнерные , нефтеналивные, насыпные грузы и грузы ро-ро. Тем временем другие порты Приморья специализируются на чем-то одном. Так, порт Восточный – это в первую очередь контейнерный терминал, рыбный порт специализируется на замороженных морепродуктах, а Козьмино – это нефтепродукты. Во Владивостокском порту обрабатывают все виды грузов.
«В плане универсальности у Владивостокского морского торгового порта конкурентов нет, но по отдельным видам груза с нами конкурируют все остальные порты Дальнего Востока», - добавил Сергей Пьянков.
Процессы порта
Груз в порт приходит как с моря, так и по железной дороге. Получая его, сотрудник должен правильно поместить груз в нужную секцию, оформить на него документы и распределить, на какое судно либо поезд он пойдет в дальнейшем. При такой, казалось бы, несложной задаче действующий процесс встречи груза выглядит захватывающе.
После того как судно с грузом подходит в порт, осуществляется его швартовка и начинается процедура таможенного оформления. Пока таможенники занимаются оформлением документов, груз находится на борту, а рабочая бригада не имеет права подниматься на борт – груз не оформлен. После того как таможня закончила свою работу, приходит грузовой агент с пакетом документов, где стоит отметка и печать таможни, подтверждающие, что груз можно размещать на складе временного хранения. Контейнеры с опасным грузом обозначаются специальной наклейкой с изображением черепа. Именно за такими грузами усиленно следят, и хранятся они отдельно от другого груза.
Далее начальник смены дает сигнал бригадиру, чтобы тот отправил докеров на выгрузку. С этого момента бригада начинает раскреплять груз и заниматься выгрузкой. Контейнеры выгружаются на причале по разным направлениям: авто, железная дорога или транзит. Когда пароход уже выгружен или частично выгружен, в него начинается погрузка. Загрузка и погрузка длятся в зависимости от того, сколько контейнеров на борту. Если, к примеру, 700 контейнеров, то пароход стоит в порту 2-3 суток. Если на пароходе 1,5 тысячи контейнеров, то стоять ему в порту не менее трех суток.
Контейнеры, перегруженные на берег, проходят таможенный контроль с помощью автомобиля-рентгена. Он стоит на самом краю причала, так как дает сильное излучение. Также некоторые контейнеры проходят технический досмотр, который подразумевает полностью разгрузку и досмотр. При данной процедуре обязательно присутствует либо брокер, либо собственник груза.
Жизнь людей
Работники порта сформированы в бригады, в среднем по 60 человек. Смена такой бригады длится с 8.00 до 20.00 или с 20.00 до 8.00 с часовыми перерывами на обед и «чай». Женщины в коллективе порта тоже есть, однако их должности чаще всего «складские»: тальманы, помощники завсклада, технологи железной дороги. Как правило, операторов, докеров и крановщиков женщин нет.
При ВМТП развернут собственный учебный центр, где можно получить рабочую специальность. Любой желающий может прийти туда и обучиться на тальмана или получить другую «портовую» профессию. Обучение длится от двух недель до двух месяцев. По окончании учебного курса студенты получают корочки специализации и выходят на работу в порт.
Уже в следующем году ВМТП будет отмечать 120 лет со дня основания. К этой дате руководство планирует достичь новых рекордов в скорости выполнения различных портовых операций. Первые шаги к усовершенствованию собственной работы порт уже сделал.