2021-08-31T08:49:30+10:00 2021-08-31T08:49:30+10:00

«Правый руль» нуждается в отмене кнопки ГЛОНАСС

фото KONKURENT |  «Правый руль» нуждается в отмене кнопки ГЛОНАСС
фото KONKURENT

Евразийская экономическая коллегия ввела мораторий на установку АВЭОС (устройств) «Эра ГЛОНАСС» на все новые автомобили, производимые на территории Таможенного союза. Введению моратория предшествовал дефицит устройств, возникший из-за поставок комплектующих частей на заводы производителей устройств. Однако комиссия не учла, что в России автомобили не только производятся, но и ввозятся из-за рубежа. Чтобы избежать коллапса на таможне при оформлении машин из Японии, правительству страны также необходимо снять с лиц, ввозящих японские автомобили, обязанность по установке кнопок «Эра ГЛОНАСС».

С середины сентября все новые автомобили, приобретаемые физическими и юридическими лицами, будут уезжать из автосалонов без устройств ГЛОНАСС. «Не оснащать устройством или системой вызова экстренных служб транспортные средства» до 31 декабря 2021 года», – написано в решении коллегии.

Решение коллегии принято для того, чтобы в странах Таможенного союза не остановилась реализация автомашин. Заводы, производящие «кнопки», пока не в состоянии обеспечить все заявки автопроизводителей. Этих устройств нет в наличии, а без них купить машину невозможно.

Однако наиболее пострадавшей стороной являются россияне, которые привозят себе автомашины из Японии. Страны Таможенного союза ввозят мало поддержанных машин, а вот россияне ежегодно приобретают десятки тысяч японских поддержанных автомобилей. Особенно популярны среди жителей западных регионов доступные по цене японские гибридные и полностью электрические автомобили, которые не могут на сегодняшний день предложить отечественные производители.

Согласно данным Дальневосточного таможенного управления, с 2020 г. наблюдается рост количества ввоза б/у автомобилей из Японии, так за шесть месяцев 2021 г. ввезено почти 50 тыс. автомобилей для личного пользования гражданами. Это более 8 тыс. единиц ежемесячно, и тенденция роста их количества сохраняется (за 2020 г. среднемесячно ввозилось более 7 тыс.).

При этом не менее 30% автомашин ввозятся гражданами из регионов, которые не обладают льготой жителей ДФО и обязаны на свои единичные транспортные средства приобретать и устанавливать кнопки. Вот только приобретение этих устройств бьет по кошельку россиян.

В августе стоимость устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» для подержанных автомобилей вновь синхронно выросла у всех продавцов кнопок. Стоимость кнопки на прошлой неделе достигла очередного ценового «шока» в 40 тыс. руб. Напомним, что еще весной дальневосточники столкнулись с тем, что стоимость кнопок выросла с 14 тыс. в 2019 г. до 23 тыс. в 2020 г. Эксперт по антимонопольному законодательству Максим Белобородов посчитал, что налицо все признаки картельного сговора и направил обращение в УФАС по Приморскому краю, в котором просил провести проверку торговых компаний.

Основания заподозрить торговцев в скоординированных действиях были очень веские.  Напомним, что модули «ЭРА-ГЛОНАСС» для многих жителей региона – необходимая покупка, навязанная правилами оформления автомобилей, привезенных с Японии. Их производит четыре разных завода: «Форт-Телеком» в Перми, «НПП «Итэлма» в Москве, ООО «Сантэл Навигация» в Московской области и ООО «Евро-Сигнал Технолоджи» в Москве. Три первых игрока появились достаточного давно, четвертый был зарегистрирован в июне 2017 г.

Однако УФАС по Приморскому краю, при рассмотрении обращения эксперта, на возможные скоординированные действия компаний продавцов, направленные на синхронное повышение цен, не нашло даже «следов» поднятия цен.

Как следует из ответа руководителя УФАС по Приморскому краю Елены Ерькиной: «В обращении не прилагаются документы, свидетельствующие о нарушениях антимонопольного законодательства». При этом руководитель управления отмечает: «По «информации, содержащейся в открытых источниках, стоимость установки «ЭРА-ГЛОНАСС» для бывших в употреблении транспортных средств ввозимых на территорию РФ жителями ДВФО для собственных нужд находится, в тех же ценовых пределах, что и в других субъектах РФ».

Однако такой ответ привел к тому, что продавцы устройств продолжают выжимать карманы россиян. По мнению Максима Белобородова, его обращение в УФАС по Приморскому краю касалось повышения цен при реализации устройств для юридических и физических лиц на территории края: «Все данные по компаниям продавцам были указаны. В рамках проведенной проверки специалисты УФАС могли запросить у торговцев, входящие счета-фактуры от заводов и аналогичные документы при реализации устройств. Очень странно, что по каким-то причинам этого не было сделано. Более того, в ответе руководителя написано, что они сравнивали цены на установку устройства «ЭРА-ГЛОНАСС». То есть УФАС анализировало стоимость услуг, которые в среднем по стране стоят от 500 до 100 рублей за установку АВЭОС на автомобиль. Никакого отношения к реализации товара это не имеет. Это либо полная некомпетентность чиновника, либо намеренное бездействие по проблеме, внимание которой уделяет глава правительства».

Обращает на себя внимание еще одно совпадение. Обращение на синхронное повышение цен было направлено в тот момент, когда стоимость устройств была в пределах 23 тыс. руб. Как только УФАС по Приморскому краю официально подтвердил, что никаких нарушений нет, продавцы вновь одновременно подняли цену до 30 тыс. руб., а затем также синхронно до 40 тыс. руб.

«Теперь продавцы кнопок могут поднять цену до 70–80 тыс. рублей, – считает Максим Белобородов. – Однако центральный аппарат ФАС России, куда я направил жалобу на действия местного УФАС, проведет свою проверку «особенностей» синхронного ценообразования на реализуемые устройства. Но проблему можно решить более кардинально. Если учесть, что даже на уровне Таможенного союза официально признан дефицит устройств, то правительству желательно поддержать своих граждан и отменить обязанность по установке устройств на ввозимые из рубежа единичные транспортные средства».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ