2016-12-01T09:56:10+10:00 2016-12-01T09:56:10+10:00

Юта Симидзу: «Обожаю русскую музыку!»

Японский дирижер - о том, кто его вдохновил на выбор профессии и почему образованию в Европе он предпочел Санкт-Петербургскую консерваторию

1 декабря 2016, 09:56

Фото: Приморская сцена Мариинского театра
Фото: Приморская сцена Мариинского театра | Юта Симидзу: «Обожаю русскую музыку!»

1 декабря симфоническим оркестром Приморской сцены Мариинского театра будет дирижировать японский маэстро Юта Симидзу. Уроженец Токио, получивший музыкальное образование в Санкт-Петербургской консерватории, представит произведения Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Харизматичный, талантливый и обаятельный, Юта Симидзу прекрасно говорит по-русски и даже после утомительного перелета и репетиции согласился ответить на несколько вопросов.

– Когда и почему вы решили стать дирижером?

– Желание посвятить себя этой профессии появилось у меня лет в 10. Тогда я увидел по телевизору, как Сейджи Озава (всемирно известный японский дирижер. — Прим. ред.) дирижировал одной из опер. Это произвело на меня большое впечатление. Ведь если из фортепиано извлекается только одно звучание, то в оркестре масса тембров и красок, можно выразить гораздо больше. С тех пор я стал мечтать о дирижировании. Специально пошел учиться в музыкальную школу «Тохо гакуэн», которую в свое время оканчивал Озава. Правда, пробыл там недолго, около года. Я искал свое место и нашел его, приехав в Россию.

– Ваши первые впечатления о России.

– После Японии это было как попасть в другой мир. До этого я жил в Токио, в Петербург же впервые попал лет восемь назад. Самое большое отличие двух стран — в поведении людей. В Японии все скрывают свои эмоции, очень сдержанны. Вам прямо никогда не скажут того, что думают. В России наоборот. Каждый день я ходил в магазин и каждый раз не понимал, почему бабушка в кассе ругается из-за того, что у меня нет мелочи (смеется.). Однако мне это понравилось.

– Почему вы решили продолжить образование именно в России?

– Дело в том, что в Петербурге (Ленинграде великая дирижерская школа. Там были Мусин, Рабинович — выдающиеся педагоги. Кроме того, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов и многие другие учились в Питере. Конечно, в других странах — Франции, Германии — тоже есть богатые музыкальные традиции. Я рассматривал варианты продолжения учебы и в Европе, ездил в Вену. Но там педагоги много говорят о музыке, а по технике ничего не объясняют. Методика преподавания российских дирижеров показалась мне более правильной, и я решил ехать поступать в Санкт-Петербург.

– Чем отличается музыкальное образование в Японии и в России?

В Японии классическую музыку узнали достаточно поздно. У нас еще не сложилась стройная система преподавания. Мы взяли различные предметы из разных стран и соединили в одно целое. Получилось очень странно и непонятно. В России же прекрасное музыкальное образование. Каждому ученику доходчиво объясняют, как добиться того или иного результата: запомнить правильные ноты и тому подобное. А в Японии — нет. Причем если ты не справляешься — все, до свидания! Я вообще не видел нигде такой системы образования, как в России. В той же Германии есть хорошие педагоги, но не везде. В России повсюду: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске… Это удивительно!

– Вы являетесь лауреатом V Международного конкурса дирижеров Jeunesses Musicales в Бухаресте (2014). Что дало участие в нем?

– Дирижерский конкурс — нечто специфическое. Было несколько туров: первый — под рояль, дальше — с оркестром. Дают продирижировать только 15 минут. Жюри смотрит, как мы репетируем, как взаимодействуем с оркестром. За шесть дней, в течение которых длился этот конкурс, участникам нужно было выполнить очень большой объем работы. На конкурсе я научился мобилизовать все силы за короткий период. Взять, к примеру, ситуацию: филармония приглашает выступить на следующей неделе с незнакомым для меня произведением. Как быстро освоить новую партитуру? В этом смысле конкурсный опыт в Бухаресте был очень полезен.

– Вы дирижировали оркестрами не только Японии и России, но и Болгарии, Румынии, Бразилии. Есть какие-то особенности в работе с каждым из коллективов этих стран?

– Лично мне с русскими музыкантами проще. Если оркестранты чем-то недовольны, считают, что дирижер показывает не так, они прямо обо всем говорят. Это хорошо, мне так удобно. В Румынии или Бразилии оркестранты скрывают свои мысли, ничего не высказывают и только своей игрой выражают несогласие. Специально начинают играть плохо. Если японскому оркестру не нравится дирижер, то они просто не смотрят на него: сами играют так, как считают нужным. Конечно, такое поведение можно встретить не только в Японии, но у нас это особенно часто встречается. Не скажу, какой оркестр так делает, это опасная вещь (смеется).

– Чего для вас важнее всего добиться от оркестра?

– Найти общий язык. В каждом коллективе сидят опытные музыканты, у которых есть свое видение того или иного произведения. У меня собственный взгляд на партитуру. Иногда музыканты обижаются, когда указываешь им на ошибки. Но я всегда стараюсь делать замечания очень мягко. Все общение с оркестром происходит в основном при помощи рук, мануальной техники дирижера. Если музыканты не понимают какой-либо жест, тогда уже объясняешь словами. На репетиции мы должны договориться, найти консенсус. Если выходит, то получается «вау!», magic moment. Это наша цель.

Сейчас я гастролирую по России, выступаю с разными оркестрами по приглашению филармоний. После Нового года еду дирижировать в Китай, затем в Японию. Зачастую предложения выступить где-то часто поступают за неделю–две до концерта. Поэтому мой график часто непредсказуем.

– В программе концерта 1 декабря во Владивостоке произведения только русских композиторов и одного периода. Вам нравится русская классика?

– О, я очень люблю русскую музыку, просто обожаю! Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Шостакович… У вас много великих композиторов. В Японии, увы, гораздо меньше. Не хочу ничего плохого сказать про свою страну, но это объективный факт. Поэтому я всегда с огромным удовольствием исполняю произведения русских композиторов.

Концерт симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра под управлением Юты Симидзу состоится 1 декабря в 19.00. В программе — известнейшие симфонические произведения великих русских композиторов Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского. Приобрести билеты можно на сайте prim.mariinsky.ru и в кассе театра по адресу: Фастовская, 20. Справки по телефону: 240-60-60.

Новости партнеров

Интервью