Золотой мост во Владивостоке входит в пятерку самых больших вантовых мостов в мире. По длине главного пролета является рекордсменом Книги рекордов Гиннесса.
Его строительство было закончено в 2012 г. и приурочено к саммиту АТЭС. Он немного напоминает мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. В длину он составляет почти 1400 м, в ширину – 30 м, а главная его особенность – огромные пилоны V-образной формы, не имеющие верхней диафрагмы, высотой с 70-этажное здание (226 м).
Первые проекты по строительству моста были разработаны еще в конце девятнадцатого века, но Первая мировая война помешала воплотить их в жизнь. Затем были революция и Гражданская война. В мирное время вопрос о необходимости строительства моста снова стал актуальным. Конкурс на строительство Золотого моста был объявлен в 2008 году. По итогам конкурса статус генерального подрядчика получила Тихоокеанская мостостроительная компания, субподрядчиками стали «Примавтодор», «Дальмостострой» и другие компании. Первый этап начался с прокладки тоннеля, который должен был облегчить въезд на мост. Подземное сооружение получило высоту в 6 метров и длину в 250, посередине оборудована разделительная стена из бетона. С каждой стороны – две полосы движения. Мост построен из российской стали, которая на Находкинском судоремонтном заводе была собрана в блоки. Ванты изготовила французская фирма «Фрейссине Интернасьональ энд Компани».
Два года ушли на возведение пилонов. Далее еще один год понадобился для натяжки вант и монтажа пролетов. В апреле 2012 года был заварен последний шов. С 2010-го выполнялся монтаж подсветки моста. Летом 2012 года мост через бухту Золотой Рог Владивостока был покрашен, на дороге уложен асфальт. Торжественное открытие произошло 11 августа: на мосту собрались жители и гости города, знаменитости и певцы. Но сначала по мосту прошли ретроавтомобили и тяжелая техника, а затем молодожены выпустили голубей.
Золотой мост даже пережил ледяной дождь, так же как и мост на остров Русский. Однако на вантах Золотого скопилось меньше льда, поэтому устранить последствия удалось быстрее. Но не обошлось и без промышленных альпинистов, верхолазы вручную долбили лед, а закрывали не проезд по мосту, в отличие от Русского, а центральную улицу города под ним. Прошедший ледяной дождь оставил владивостокцам массу сюрпризов, одним из которых стал невероятный «хрустальный облик».
С 2012 года по мосту в течение трех лет осуществлялось движение пешеходов. Однако по заявлению прокуратуры Приморского края суд признал недействующим приказ департамента дорожного хозяйства администрации Приморья, разрешающий пешеходное движение по мосту через бухту Золотой Рог, и с 18 августа 2015 года пешее передвижение по мосту было запрещено. Было сказано, что приказ, разрешавший движение пешеходов, противоречил федеральным законам о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, Градостроительному кодексу РФ, поскольку пешеходное движение по объекту не предусмотрено проектной документацией моста и фактически осуществлялось по технологическим проходам шириной до 0,75 м, предназначенным только для обслуживания моста. Отмечалось также, что мост закрыли для пешеходов после плановой проверки совместно с ФСБ.
На протяжении всего строительства мост не имел официального названия. Мэрия и инициативные группы граждан проводили интернет-опросы с вариантами названия. Название «Золотой мост» было официально утверждено комиссией по городской топонимике 3 сентября 2012 года.
Изначально было предложено три варианта моста. Они различалась и по внешнему виду (один был висячим и два вантовых), и по ширине, и по конструкции пилонов – основных опор моста. Остановились все-таки на проекте вантового с пилонами в виде буквы V. Губернатор сразу оценил схожесть V с приморской чайкой, ну и V – первая буква слов Victоry, Vladivostok.
12 декабря 2011 года на одной из главных строек АТЭС произошел неприятный инцидент. Сильнейший пожар возник на южной стороне моста, к его ликвидации были привлечены 19 пожарных расчетов. В результате возгорания моста во Владивостоке никто не пострадал. Общая площадь возгорания составила до 500 кв. метров. Ущерб составил более 68 млн рублей. Виновным в пожаре признали монтажника ООО «Спецмонтаж-ДВ», который нарушил правила безопасности. Суд приговорил его к штрафу в сумме 50 тысяч рублей.
Сроки работы были слишком затянуты. Компания-подрядчик должна была возвести мостовой переход и необходимые развязки за 41 месяц, то есть до декабря 2011 года. Изначально предполагалось, что мост откроют для движения в День города, 2 июля, но что-то вновь пошло не так, и открытие затянулось более чем на месяц.
Внутренняя часть пролетного строения моста – это огромные галереи, где проходит кабельная трасса электрообеспечения: наружного освещения моста, освещения внутренних помещений, пилонов, внутреннего анкерного пролетного строения и руслового, аэрозаградительная сигнализация. В крайних галереях находятся трубопроводы ливневой канализации для сброса воды с проезжей части в очистные сооружения с подогревом в зимнее время.
Не обошлось на мосту и без экстремалов и несчастных случаев. На мост несколько раз проникали руферы. А пару раз прыжок с Золотого моста совершил бейс-джампер из Владивостока. 7 июня 2014 года произошел уникальный случай. 17-летняя девушка выжила после падения с Золотого моста, из воды ее извлекли моряки пришвартованного к причалу судна. Пострадавшая провела больше недели в больнице и благополучно выписалась. Она уверяла, что все произошедшее – несчастный случай, а не попытка самоубийства.