2022-09-08T15:30:51+10:00 2022-09-08T15:30:51+10:00

Татьяна Минеева: «Мы должны создать и развить решения, которые заменят выбывших игроков из недружественных стран»

Московский бизнес-омбудсмен отметила значимость ВЭФ-2022 для развития партнерства с новыми странами

8 сентября 2022, 15:30

Фото: Фотохостинг ТАСС
Фото: Фотохостинг ТАСС | Татьяна Минеева: «Мы должны создать и развить решения, которые заменят выбывших игроков из недружественных стран»

Московский бизнес-омбудсмен Татьяна Минеева в рамках VII Восточного экономического форума рассказала о ключевых проблемах и вопросах, которые затрагивались на форуме, а также об их решениях, о мерах поддержки инвесторов на Дальнем Востоке, развитии законодательства, направленного на развитие бизнеса и инвестиционной привлекательности.

– Какие ключевые вопросы и проблемы обсуждались на площадках ВЭФ и каковы их решения?

– Я бы выделила международную логистику, в том числе через Дальний восток в Юго-Восточную Азию, и проблему международных платежей.

В логистике совместно с партнерами мы должны создать и развить решения, которые заменят выбывших игроков из недружественных стран. Это в том числе Северный морской путь, БАМ и Транссиб, аэропортовая инфраструктура, «логистические мосты Дальнего Востока» и другие.

В области международных платежей и финансов обсудили решения по использованию цифровых децентрализованных финансов на технологии блокчейн.

По сути, и там и там речь идет о полномасштабной трансформации и цифровизации процессов, создании новой инфраструктуры. Решения есть – они обсуждены на форуме.

– Каким вы видите развитие законодательства, направленного на развитие бизнеса и инвестиционной привлекательности?

– Мы считаем, что есть еще много недоиспользованных резервов в области развития государственно-частного партнерства. Речь идет о форматах контракта ГЧП, концессии, офсетных контрактах. Сейчас это единичные контракты. Например, офсетных контратов на сегодня всего заключено семь по всей России.

Недавно порог инвестиций был снижен до 100 млн руб. против 1 млрд. Это, конечно, расширит количество потенциальных интересантов. Но это все равно много. Да и по опыту Москвы офсетные контракты – это очень сложные конструкции. Подготовка такого контракта может занять до года. Мы наблюдаем большую востребованность таких форм ГЧП, но это сдерживается сложностью процедур и высоким порогом входа в такое ГЧП.

Поэтому максимальное упрощение процедур и снижение планок захода на такое партнерство с государством – в этом направлении мы видим развитие. Мы в Москве уже работаем год над этим – хотим сделать офсетные контракты массовым форматом, а также думаем над созданием региональной «витрины» офсетных госзакупок.

Также хотелось бы сказать о необходимости практической либерализации уголовной ответственности предпринимателей – это и заключение под стражу, и уголовная квалификация правонарушений. Причем президент РФ уже высказывался с поддержкой данных инициатив.

– Добросовестная конкуренция. Как это понятие, по вашему мнению, сейчас согласовывается в вашем понимании и опыте при наличии послаблений, которые дает государство бизнесу?

– Мы не считаем, что меры поддержки бизнеса – как федеральные так и региональные – создают условия для недобросовестной конкуренции. Но вот то, что нужно, на наш взгляд, в области добросовестной конкуренции сделать, это следующее: нужно нивелировать скачок налоговой нагрузки при переходе от упрощенной системы налогообложения (УСН) к общей системе налогообложения (ОСН).

У нас есть многочисленные обращения предпринимателей по повышению пределов применения УСН. Достигнув потолка там или здесь, бизнес предлагает этот потолок просто поднять. Сейчас это приводит к дроблению бизнеса и уходу в тень. Представьте, вы превысили порог 164 млн по выручке (в 2022 г.) и попадаете на повышенные ставки налогообложения. А превысив 219 млн руб., совсем теряете право на УСН и получаете +5% налога на прибыль и особенно +20% НДС. Вот где недобросовестная конкуренция через дробление бизнеса.

Мы считаем, что нужно и повысить предел по УСН, и ввести больше, чем одну ступеньку перехода между УСН и ОСН. Так, чтобы сделать переход более плавным и менее болезненным для бизнеса.

– Какие меры поддержки инвесторов и кейсы работы власти с бизнесом на Дальнем Востоке могут быть распространены на другие регионы России ?

– Мы считаем потенциально привлекательными некоторые инновационные меры, реализуемые в ДФО, например:

  • Территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, – налоговые, административные преференции, земля, подключение к инфраструктуре.
  • Свободный порт Владивосток – территория, на которой инвесторы пользуются особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования.
  • Специальный административный район – территория с гибким режимом налогового и валютного регулирования для компаний, принявших решение о переводе из иностранной юрисдикции в российскую.

Некоторые меры, реализованные в Москве и ДФО, подобны, но называются по-разному. Например, территория опережающего развития, Арктическая зона Российской Федерации – подключение к инфраструктуре, налоговые льготы, комплексное сопровождение проекта, упрощенные административные процедуры – реализовано в Москве Департаментом инвестиционной и промышленной политики города Москвы на территории ОЭЗ «Технополис Москва».

Со своей стороны мы бы предложили тиражировать практику заключения городом Москвой офсетных контрактов. Офсетные контракты – контракты госзакупок со встречными инвестиционными обязательствами. В Москве на сегодня заключено пять офсетных контрактов из семи по России.

Новости партнеров

Интервью