Доступность базового набора продовольствия – один из важных факторов, влияющих на уровень жизни в том или ином регионе. А от чего может зависеть он сам? В непростой экономической обстановке этот вопрос имеет большое значение не только для экспертов и для руководства регионов, но и непосредственно для самих граждан.
Совсем скоро, как активно пишут в СМИ, на Дальнем Востоке откроются магазины известной по всей России торговой сети «Пятерочка». Это событие привлекло немало внимания, потому что Дальневосточный федеральный округ долгое время считался недоступным для федеральной розницы. В первую очередь сложная и дорогая логистика не давала федеральным компаниям возможности покорить эти земли. Правда, и локальные компании предлагали товары по ценам выше среднего уровня по стране. О том, что может измениться после старта работы одного из крупнейших ретейлеров страны, рассказал научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Слагаемые продуктовой доступности
Появление федерального ретейлера – повод для локальных компаний задуматься о дальнейшей стратегии своего развития. А для потребителей – серьезный шанс получать качественные продукты по более низкой цене. Доступность продовольствия с приходом федеральных торговых сетей растет за счет нескольких факторов.
Во-первых, крупные компании устойчивее в случае кризиса, и, в отличие от небольших сетей или несетевой розницы, могут идти навстречу своим клиентам и не перекладывать рост внутренних издержек резко в полочную стоимость продуктов. К тому же ретейл уже давно является одной из самых передовых отраслей, то есть с издержками тут работать научились. А за счет оптимизации процессов и очень грамотной работы с издержками крупные торговые сети имеют возможность делать потребителям более выгодные предложения в различных категориях, даже в условиях инфляции.
Во-вторых, крупный ретейл освоил несколько форматов работы с локальными производителями, чтобы сокращать логистическое плечо и, соответственно, не перекладывать расход на транспортировку на плечи покупателей. Например, буквально недавно на первой конференции для партнеров из числа малого бизнеса «Пятерочка» отчиталась, что в Сибири смогла закрыть потребность в корнеплодах полностью только за счет локальных фермерских хозяйств. Работа с ними строилась в формате агроконтракта, когда сеть фактически финансирует будущий урожай, а взамен получает гарантированное закрытие потребности в этой категории.
В-третьих, крупные ретейлеры (практически все без исключения) уделяют очень большое внимание развитию собственных торговых марок. И такие товары могут быть дешевле на четверть, чем аналоги других брендов. При этом они не будут уступать по качеству, а их ассортимент уже давно насчитывает сотни позиций.
Ну и, в-четвертых, промоакции и программа лояльности, а также специальные предложения, которые в любом случае помогают немного экономить.
Что показывает практика?
Такие выводы основаны и на опыте других регионов. Так, с приходом в 2021 году торговой сети «Магнит» в Республику Дагестан стоимость базового набора продуктов в регионе снизилась на 5-10%, а Банк России зафиксировал совокупное замедление темпов продовольственной инфляции на 5,16 процентных пункта.
А в Иркутской области, где логистические сложности сопоставимы с Приморьем, с появлением первых «Пятерочек» стоимость плодоовощной продукции сократилась в среднем на 22%. Значительнее всего здесь подешевела картошка (почти на 40%) и капуста (стоимость сократилась вдвое). В Ямало-Ненецком автономном округе же открытие магазинов сети «Пятерочка» вместе с сопутствующими факторами привело к замедлению продовольственной инфляции на 1,36 п. п.
Что сеть грядущая нам готовит
Дальневосточный регион ожидает прихода торговой сети «Пятерочка» – первой из федеральных сетей. Компания, исходя из анализа публикаций с ее упоминанием, придерживается стратегии «низкие цены каждый день» во всех регионах присутствия. Торговая сеть объясняет, что делает ставку не только на акциях на конкретные товары или категории, а в целом предлагает широкий ассортимент для того, чтобы у покупателей была возможность приобретать базовую продуктовую корзину по доступной цене. Если приплюсовать сюда опыт других регионов, то в перспективе ближайших 6-12 месяцев мы можем ожидать сокращение стоимости базовой корзины в переделах 10-20%, а по отдельным категориям падение может достигать и 50%.
Позитивные новости касаются не только рядовых покупателей, но и в целом экономики региона. Очевидно, что ретейл, увеличивая глубину проникновения на конкретной территории, создает кумулятивный эффект для всей региональной экономики, давая стимул к развитию смежных с торговлей отраслей. Например, мы можем ожидать повышение спроса на финансовые, клининговые, транспортные услуги, увеличение заказов у локальных производителей, заключение новых контрактов на производство товаров под собственными торговыми марками сети.
Плюс стоит учитывать, что только один новый магазин – это десятки новых рабочих мест. А если все заявленные планы по открытиям воплотятся в жизнь, в регионе может появиться несколько тысяч вакансий. И тут мы еще не брали в расчет складские мощности.
В целом новый бизнес всегда «бодрит» регион, в том числе формирует необходимость и у местных предпринимателей пересматривать подходы к работе, повышать качество сервиса и делать цены конкурентными. Как это окажется на практике – оценим через полгода.