2023-03-27T09:31:06+10:00 2023-03-27T09:31:06+10:00

В ожидании Папы. Как в Приморье относятся к католицизму

фото: ru.wikipedia.org |  В ожидании Папы. Как в Приморье относятся к католицизму
фото: ru.wikipedia.org

Аргентинец итальянского происхождения и первый из ордена иезуитов Папа Римский Франциск стал одним из хранителей леопарда в Приморье и выразил желание побывать в регионе. В связи с этим небезынтересно отношение приморцев к католицизму.

До Октябрьской революции лютеранство (как одно из трех основных направлений в христианстве наравне с православием и католицизмом) было вторым по числу последователей вероисповеданием в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской церкви, являвшейся государственной, был сам император.

Немцы-лютеране внесли огромный вклад и в развитие Приморья. Их фамилии до сих пор известны нам по названиям улиц, полу- и островов: Шефнер, Логерфельд, Шульц, Корф, Даттан, Унтербергер, Эрдман, Шкот, Лангелитье, Рейнеке… Уже в 1864 г. немцы имели свою лютеранскую общину во Владивостоке, а со временем и свой храм.

В 1880 г. известный русский журналист Всеволод Крестовский, прибыв во Владивосток, отметил: «Что особенно кажется странным, именно для русского глаза, это отсутствие заметных церковных глав и колокольни, на которых ваши взоры искони привыкли останавливаться еще издали в каждом русском городишке, в каждом селении. Здесь вы гораздо прежде заметите совершенно приличную лютеранскую кирху, сооруженную на видном месте благодаря заботливости адмирала Эрдмана (бывшего губернатора Владивостока)».

Землю под лютеранскую кирху еще в 1878 г. местным лютеранам подарил пастор с Аляски Отто Рейн. В 1909 г. на ней на средства немецкой общины была выстроена кирпичная лютеранская кирха на 400 прихожан. Кирпич был привезен специально из Германии. Соседняя со строением улица получила название «Кирочная».

В 1935 г. церковь была закрыта и передана ТОФ, который переделал ее под кинотеатр, а потом – под музей, поставив на алтаре бюст Владимира Ленина. В 1997 г. здание было безвозмездно передано лютеранам города. В том же году лютеране Австралии подарили кирхе орган. Орган впоследствии передали в город Арсеньев, и сегодня во Владивостоке звучит германский инструмент. Звучит прекрасно, так как акустика в кирхе отличная: архитектор, строивший эту церковь, Георгий Юнгхендель, участвовал ранее в возведении знаменитого Домского Собора в Берлине.

Полученная лютеранами церковь «была в ужасном, запущенном состоянии, например, там стояли ведра для сбора воды, стекающей через дырки в крыше, на стене справа от алтаря была огромная трещина. То, что это здание при таком плохом уходе все-таки выжило в течение этих 62 лет, даже российские специалисты приписывают немецкому качеству работ», – считает нынешний пастор.

Сегодня эта самая старая каменная церковь во Владивостоке является Церковью Святого Павла, главным храмом Дальнего Востока Евангелистско-лютеранской церкви в России. Сюда ходят молиться и слушать органные концерты, которые, как говорят лютеране, «наполняют веру звуками».

В честь какого Павла названа церковь? В свое время по Турции, Балканам, Испании, Италии путешествовал «иудейский апостол язычников» проповедник Павел, который считал, что избавления нельзя достичь делами, только верой. Его и сделали одним из символов лютеранства.

Раньше Павел не верил в бога и сам, как воинствующий фарисей, устраивал гонения на христиан, но по пути в Дамаск от яркого света ослеп и, услышав укоризненный голос бога, уверовал в его существование и был исцелен. Стал вместе с Петром проповедовать христианство, но был схвачен в Иерусалиме и по приговору суда казнен в Риме.

Впоследствии на месте его погребения поставили храм. Но верующие были недовольны тем, что не могли прикоснуться к мощам святого. Тогда в 2006 г. Ватиканом решено было начать поиски и раскопки. Был обнаружен мраморный саркофаг. Стенки его были довольно толсты, и рентгеном просмотреть содержимое не представилось возможным. Католические археологи через отверстие, в которое раньше прихожане дотрагивались до мощей святого, достали образцы ткани, костей и впервые в истории церкви провели определение их давности посредством радиоизотопного исследования. Анализ показал 1-й век, что дало Папе уверенно объявить о подтверждении принадлежности останков именно Павлу.

Апостола Павла изображают с мечом, которым его обезглавили, и с книгой, в которой напечатаны его послания (главы из Библии). В православии и католичестве Петр и Павел – два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

Символом церкви является Роза Лютера – крест, на котором распяли Христа, сердце всех христиан: белая роза – символ мира и радости, языки пламени – святой дух, синий фон – небеса, золотое кольцо – нестареющее золото вечности.

Католическая община Владивостока ведет свою историю с 1860-х годов, но в отличие от лютеранской, представленной представителями высших слоев местного общества германского и прибалтийского происхождения, состояла из нижних чинов различных воинских формирований и строительных подразделений крепости Владивосток, а также предпринимателей, юристов, врачей, учителей и крестьян польской и украинской национальностей. Их церковь – Владивостокский деканат епархии Святого Иосифа.

Церковь была заложена в 1909 г., а в октябре 1921 г. уже был освящен каменный неоготический храм Пресвятой Богородицы. В этом же году Папа Бенедикт XV отделил азиатскую Россию от европейской и создал самый большой в мире Викариат, в который вошли несколько азиатских деканатов, в том числе и владивостокский. Во Владивостоке открылась Малая духовная семинария. Ровно через год Апостольская столица распорядилась отделить азиатские деканаты от Могилевской Архиепархии и создать из них отдельный Апостольский Викариат. А вслед за этими преобразованиями 2 февраля 1923 г. Папской Буллой был учрежден Владивостокский епископат, отец Кароль был посвящен в епископы с титулом Апостольского Викария Восточной Сибири.

В сентябре 1935 г. постановлением Приморского Облисполкома величественное здание храма было закрыто и приспособлено под Государственный архив Приморского края. До 1945 г. здание собора стояло закрытым. Подвалы заливались грунтовыми водами, стекла витражей были выбиты. Только с 1945 г. начались работы по перестройке, в которые были вовлечены японские военнопленные.

В 1987 г. здание было объявлено памятником архитектуры краевого значения. В 1991 г. архив переехал в новое помещение, а 15 сентября 1993 г. здание было возвращено возрожденному католическому приходу.

Из литургических вещей к тому времени сохранилось мраморное распятие Христа. По оценкам искусствоведов, работа принадлежит руке известного русского скульптора В. П. Клодта. Решением Исполкома Краевого Совета депутатов трудящихся в 1950 г. оно было передано в методический фонд Владивостокского художественного училища для учебных целей. В 1996 г. приход, собрав солидную доказательную базу, смог вернуть распятие в храм. У скульптуры нет пальцев на одной руке, сколы ноги, венка, набедренной повязки и креста. Это – символы тех трудных лет, что пережили церковь и прихожане. Встречали распятие пожилые прихожанки, помнящие его в своем детстве. И, как говорят прихожане церкви, «современный приход живет и развивается, потому что Господь и Вера всегда с нами!»

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ