Представители приморских КПРФ и СР готовят многочисленные иски в правоохранительные органы, прокуратуру и ЦИК по поводу нарушений законодательства в ходе выборной кампании в Думу Владивостока. Претензии, которые вряд ли принесут результаты, стали следствием «грязной» работы команд заезжих политтехнологов, сообщает PRIMPRESS.
Кандидат от СР Александр Юртаев проиграл в 12-м округе единороссу Станиславу Примаченко. Как считает Юртаев, конкурент вел нечестную избирательную кампанию, подкупал и подвозил на участки избирателей.
«Когда из 4 тысяч проголосовавших тысяча проголосовала досрочно, когда на участки привозили пьяных люмпенов из Артема, когда представители курдской диаспоры за 500 рублей покупали голоса, что я мог сделать? На некоторых УИК резкие скачки голосов за Примаченко», – констатирует Александр Юртаев. Также Юртаев приводит образцы листовок, в которых напротив его фамилии призывают ставить плюс, а напротив прочих – минусы. В округе испорчено 300 бюллетеней (если в квадратах напротив фамилий отметка более чем в одном, бюллетень считается недействительным). Депутат гордумы (народные избранники IV созыва до первого заседания V созыва сохраняют полномочия) заявил, что намерен оспаривать результаты выборов в суде.
Впрочем, Примаченко отмечает, что многочисленные жалобы Юртаева о якобы происходивших нарушениях не подтвердились.
Коммунисты Владивостока, помимо заявлений в правоохранительные органы, намерены жаловаться в Центризбирком. Один из кандидатов, депутат ЗС ПК Владимир Беспалов, сообщил PRIMPRESS: «Количество досрочно проголосовавших – вне всяких норм, 18%. В некоторых округах – 24–25%. Будем оспаривать результаты в 7-м округе по крайней мере. В 14-м мы сильно недобрали голосов за партию – в поселке Береговом на выборы пришло 84% избирателей! В общем, мы в результате фальсификаций недосчитались минимум двух мандатов».
Обычная математика показывает, что подкупом избирателей заниматься не так уж и затратно (по меркам выборов). В среднем для победы кандидата хватало 1800 голосов. Так что надо было привести 50–60% этого числа на досрочное голосование, заплатить тысяче человек по 500–1500 рублей.
Впрочем, говорят, что фальсификацией занимались и представители оппозиции. Якобы «агенты коммунистов» платили даже больше, чем единороссы – 600 против 500 рублей.
Заместитель председателя Думы Владивостока Дмитрий Пенязь проиграл выборы в округе № 8. Притом, что «на округе были нарушения», в суд депутат подавать не собирается: «Что это изменит? Избиратели выразили свое мнение. Что касается оппозиции, которая жалуется, – ну так она после каждых выборов так делает. Вы помните выборы, когда бы она была довольна?»
Как отметил PRIMPRESS на правах анонимности один из кандидатов на прошедших выборах, «знающие люди понимают, в чем дело, когда видят, что кто-то набрал кучу голосов, хотя ни дня на округе не проработал. Понапокупали голосов, натащили на округа... Кто не тащил, проиграл. Тенденция плохая, скоро люди иначе чем за 500–1000 рублей и голосовать не пойдут».
А вот что говорит политтехнолог с большим стажем работы: «Работа на округе проводится комплексно. Неправильно думать, что все сводится к подкупу избирателей. Надо и встречи кандидата с населением проводить, и агитационную продукцию распространять. Нужна грамотная работа с участковыми избирательными комиссиями. Конечно, возможность досрочного голосования многократно повышает шансы на победу, если есть договоренность с УИК и деньги».
Стоит отметить, что 9 сентября во Фрунзенском районе Владивостока полиция задержала некоего политтехнолога из Нижнего Новгорода Антона Андреенко. По версии следствия, приезжий склонял сотрудников УИК Фрунзенского района к фальсификации избирательных бюллетеней досрочного голосования. 10 сентября Ленинский районный суд Владивостока избрал меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца – до 10 ноября. Нижнегородскому политтехнологу вменяют по ст. 291 ч. 3 УК РФ – дача взятки.
По информации PRIMPRESS, Андреенко прибыл в регион в составе группы политтехнолога Андрея Пономарева, который занимался кампанией ЕР. В случае сотрудничества обвиняемого со следствием в деле могут появиться и другие фигуранты.