В минувшую субботу, 12 мая, к причалу морского вокзала во Владивостоке впервые пришвартовался океанский лайнер Costa Serena с тремя тысячами корейских туристов на борту. Программа приема подобных судов в краевом центре давно отработана: торжественная встреча, продажа сувениров, обзорная экскурсия по городу. В очередной раз все прошло без сучка без задоринки, как и раньше, на «живописном» фоне гор из мешков с цементом, ожидающих погрузки, сообщает PRIMPRESS.
На борт Costa Serena прибыл даже врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко, чтобы поприветствовать капитана и экипаж. По словам генерального директора ООО «Владивостокский морской терминал» Валерия Нагорного, Costa Serena – самый большой по вместимости круизный лайнер из когда-либо заходивших в Приморье. И, судя по сообщению администрации Приморья, это не предел: «В настоящее время один из самых крупных круизных операторов мира Royal Caribbean Cruises рассматривает возможность развития глобального бизнеса в Приморье. Компания намерена запустить новую круизную линию, одним из портов захода которой станет Владивосток. Планируется, что первый визит крупнотоннажников в регион состоится в сентябре 2019 года. Для этого Росморпорт разработал проект дноуглубительных работ причалов № 1 и № 2 морского порта Владивосток. В данный момент проект проходит государственную экологическую экспертизу».
Тарасенко хорошо разбирается в портовой деятельности и в морском транспорте. Именно поэтому, наверное, он мог быть не меньше журналистов раздосадован нагромождением строительного материала на причале у морского вокзала. Впрочем, сильно удивляться ему и не пришлось: процессы складирования и погрузки продукции компании «Востокцемент» на суда отлично видны из окон губернаторского кабинета. Как бы то ни было, но для «развития глобального бизнеса» нужно не только углубить дно у причальной стенки, но и обеспечить соответствующий мировому уровню комфорт на земле, в т. ч. экологический и эстетический. Возможный конечный эффект стоит усилий: Венеция, например, при населении 55 тыс. человек принимает более 20 млн туристов в год. Лайнеры туда заходят вереницей.
Кто же ответственен за образование многометровых «сопок» из мешков с цементом буквально под носом у океанских лайнеров, губернатора, горожан и туристов?
Участок, как и здание морвокзала, с некоторых пор напоминающее по содержанию торговый центр, находится в ведении вышеупомянутого ООО «Владивостокский морской терминал». Учредителями данной фирмы с годовой выручкой более 120 млн рублей выступают бывший президент ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) почетный житель Владивостока Михаил Робканов, бывший гендиректор ВМТП Вячеслав Перцев, а также бизнесмены Геннадий Брюхно и Александр Домнин.
PRIMPRESS обратился в компанию за комментариями. И получил их.
«Мы пытались находить различные решения эстетического вопроса, – рассказал заместитель генерального директора Владивостокского морского терминала Кирилл Татаренко. – Например, стивидоры пробовали укрывать мешки синими тентами. Получилось, мягко говоря, не очень красиво. Во-первых, сам по себе этот оттенок синего неприятен глазу, во-вторых, из-за серьезной ветровой нагрузки тенты постоянно громко хлопали. В итоге обсудили проблему с департаментами администрации Приморского края (в частности, департаментом туризма, мы постоянно находимся в зоне их внимания из-за лайнеров), было решено, что белые корейские мешки приемлемы с эстетической точки зрения».
По нашему мнению, на причале, где развивается глобальный туристический бизнес, неуместны любые грузы. А цемент, сам по себе являющийся источником вредной для здоровья пыли, в особенности.
«Ничего хорошего, когда цемент попадает в акваторию или воздушную среду, – говорит известный приморский эколог профессор ДВФУ Владимир Раков. – Опасность заключается в следующем. Цемент – это прошедший термическую обработку известняк, который у нас добывают в районе Спасска-Дальнего. Если он попадет на слизистые оболочки людей или животных, это грозит воспалением – все, кто занимается бетонными работами, например на даче, знают, что даже руки нужно обязательно прятать в перчатки. В воде он менее опасен, сразу выпадает в виде пыли. Но при накоплении в большом количестве на дне становится смертелен для обитателей, тех же трепангов. Цемент имеет класс опасности, и его не зря сейчас грузят в бумажных мешках или в биг-бегах (специальная упаковка, используемая преимущественно для сыпучих грузов, защищенная от влаги и химического воздействия. – Прим. ред.) – раньше перегружали, как уголь, открытым способом. Мешки должны герметично закрываться; если речь идет о пыли, то должно быть нарушение техники безопасности, это уже задача для соответствующих органов».
Мортерминал со своей стороны уверяет: если бы переваливаемый на их территории цемент пылил, это немедленно сказалось бы и на взаимоотношениях с покупателями груза, и на здоровье всех работников порта.
«Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Ространснадзор регулярно проверяют и отражают все свои наблюдения в актах, – подчеркнули в компании. – И что касается экологического момента, здесь нареканий не было. Мешки, которые мы используем для хранения цемента в этом случае, – трехслойные корейские биг-беги; если внутрь попадает влага, цемент каменеет и в итоге мы получаем претензию. Никаких актов о нарушении целостности упаковки ни от кого из заказчиков не было. Мы сами работаем с цементом много лет, и если бы были такого рода проблемы, то это очень серьезно сказалось бы на здоровье наших сотрудников. А регулярные медицинские комиссии, проводимые в соответствии с законом, ничего такого никогда не выявляли».