2016-07-20T10:15:30+10:00 2016-07-20T10:15:30+10:00

Бывшие госслужащие Приморья рассказали о мизерных заплатах в госструктурах

«К» развеял народные мифы, связанные с деятельностью российских государственных служащих

20 июля 2016, 10:15
Екатерина Цой

Фото: Газета «Конкурент»
Фото: Газета «Конкурент» | Бывшие госслужащие Приморья рассказали о мизерных заплатах в госструктурах

Для многих молодых людей Приморья работа в сфере государственной службы является чуть ли не мечтой всей жизни. Только выйдя за порог университета, специалисты бросаются даже на самые низкооплачиваемые вакансии, лишь бы «зацепиться» за место в госучреждении. Такой небывалый спрос возник из-за множества мифов, просто из ниоткуда взявшихся в нашем обществе. Корреспондент делового еженедельника «Конкурент» решил провести опрос среди тех, кто работал на государство, чтобы показать реальную картину наивным соискателям.

Так, по данным опроса 1556 молодых специалистов, 38% респондентов хотели бы работать в госорганах, 36% предпочитают работать по найму в коммерческих организациях, 12% респондентов выразили свое желание стать предпринимателями, а 8% предпочли внештатный труд. Меньшим спросом у молодых людей пользуется работа в научных и образовательных учреждениях – всего 3%.

По словам адвоката Дмитрия Чугунова, попасть в госструктуры стремятся два типа людей: карьеристы, которые хотят таким образом реализоваться, и те, кто хочет набраться ценного опыта. Прежде чем найти свое место в жизни, нашему спикеру пришлось «покрутиться» в сфере госслужбы: в 2006-2010 гг. был главным специалистом – экспертом отдела правового обеспечения органов государственной власти Приморского края в правовом департаменте администрации Приморского края, в 2010-2013 гг. - заместителем директора департамента культуры Приморья.

– На государственную службу я пошел сразу после университета, благо тогда это позволяло действующее законодательство. Ожидал четкой структурированности работы, регламентированности и большого судебного и административного опыта. В общем-то, получил, что ожидал. Правовой департамент всегда был доверху завален работой, как по созданию документов, так и судебной работой - «на земле». Ознакомился с работой органов госвласти, изучил некоторые полутона в судебной работе и отметил высокий уровень ответственности при выполнении даже на первый взгляд простой «технической» работы. Все семь лет госслужбы меня не отпускало чувство, что у меня нет права на ошибку. Это очень тонизирует. И очень утомляет.

Интерес молодежи к госслужбе вполне объясним. Кризисы 2008 и 2014 гг. с массовыми увольнениями в коммерческом секторе утвердили во мнении, что единственным стабильным работодателем может быть государство. Однако представления о госслужбе часто ошибочны. В госструктурах сложная иерархия, молодые поднимаются по карьерной лестнице медленно и при этом сильно зависят от начальства: если нравишься, значит, будешь быстро продвигаться, если не нравишься - карьеры не сделать.

– Я работал в государственной компании «ВСГ». Пошел туда из-за стабильности, удобного графика, широкого соцпакета. На моем судне проблем не возникало, однако, как я понял позже, лишь потому, что мы стояли борт о борт с плавучим штабом этой компании. У людей на других судах возникали задержки зарплат, исчезали надбавки, возникали проблемы с вахтами. Коллектив подбирался под начальника, и новенькие частенько попадали в печальные ситуации. На них сваливали самую тяжелую и неблагодарную работу, давили морально. В моем случае предвзятое отношение начальства и опасения за стабильность сделали свое дело, - рассказал индивидуальный предприниматель Евгений Катупин.

У государства стабильность получают те, кто служит под боком у начальства. Остальным выделяют зарплату 11-12 тыс. руб., увеличивается она только за счет надбавок и премий. Однако все эти проценты четко контролируются государством, и если что-то изменится, то люди могут остаться на голом окладе. Так, по словам руководителя учебного центра Nauchim.pro Дмитрия Абросимова, 12 лет работы в УФАС по Приморскому краю показали, что высокие зарплаты у госслужащих – это самый болезненный миф.

– Никаких фантастически высоких зарплат у большинства госслужащих нет и не было. Например, зарплата специалиста 1-го разряда составляет 10-12 тыс. рублей, моя зарплата как заместителя руководителя составляла 43-45 тыс. рублей со всеми премиальными и отпускными выплатами. Отсюда мы можем сделать вывод, что и блат в госструктурах тоже больше явление выдуманное. У нас в УФАС, когда объявляли конкурс на замещение вакантных должностей, часто встречалось такое, что претенденты узнают размер зарплаты и тут же уходят.

Эксперты также отметили, что многие молодые работники рассматривают государственную службу лишь как станцию временного пребывания для приобретения социального и человеческого капитала. Накопив его, они уходят ради более высокой зарплаты в частный сектор. Ожидая этого, руководители просто перестали «вкладывать инвестиции» в своих молодых коллег.

– Я исполнял обязанности государственного гражданского служащего в администрации Приморского края с 2007 г., в том числе был начальником отдела, занимающегося подготовкой документов для игорной зоны в Приморском крае. Некоторые мои знакомые полагали, что на данном направлении я в свой карман заработал большие деньги. Хочу расстроить - я и мои подчиненные работали на сплошном энтузиазме на благо края, и никакой другой коммерческой подоплеки не существовало, да и работа была интересная.

Может быть, я и не прав, но что хотели и хотят молодые специалисты от этой работы? Быть поближе к «кормушке»? Но чтобы к этому подойти, возможно, нужна «волосатая рука» - блат или деньги. Мы много слышали о ротации кадров, но вот, например, в одном департаменте еще с моих времен сидит все тот же руководитель.

Нашему государству нужны грамотные, патриотично настроенные люди, которые любят свою страну и ее народ. И каким образом они будут проходить или поступать на госслужбу, совершенно не важно. Значение имеет лишь то, что вдруг эти конкурсы, аттестации и т. д. и т. п. будут только тормозить проход таких людей, тогда надо просто менять эти неработающие или меркантильно-вредные алгоритмы, - подвел итог беседы один из руководителей коммерческой организации Станислав Костецкий.

Новости партнеров

Новости (Общество)