2023-04-25T16:30:09+10:00 2023-04-25T16:30:09+10:00

Кинопремьера «Вызов» собирает залы: стоит ли идти?

Корреспондент PRIMPRESS расставляет акценты

25 апреля 2023, 16:30

Фото: кадр фильма
Фото: кадр фильма | Кинопремьера «Вызов» собирает залы: стоит ли идти?

На минувших выходных фильм «Вызов» возглавил прокат, собрав более 400 млн руб. Корреспондент PRIMPRESS посетил сеанс, чтобы разобраться в особенностях уникальной кинопремьеры – ведь это первый фильм, в котором использовались реальные съемки в космическом пространстве.

Предисловие…

Начнем, пожалуй, с того, что у фильма колоссальный бэкграунд. Еще задолго до премьеры материалы о его создании стали достоянием широкой общественности. Это и показанный в эфире Первого канала процесс отбора актрисы на главную роль, и ставшие появляться позже в прессе откровения всех причастных к проекту о деталях съемочного процесса, и многое-многое другое. Таким образом, зритель шел на премьеру, зная о фильме если не все, то практически все: практически все интриги были раскрыты.

С одной стороны, это в какой-то степени сыграло в плюс: потенциальные зрители были всесторонне оповещены, фильмом заинтересовались и на международном уровне. С другой стороны, надо признать, тотальная реклама имела и в какой-то степени обратный эффект. Некоторых зрителей она, набивая оскомину, напротив, отталкивает. Другая опасность заключается в том, что эффект чуда, которое определенно имеет место, может оказаться для некоторых далеким от ожиданий, заложенных рекламой. Персонального чуда, на которое рассчитывает зритель, может не случиться. Впрочем, все индивидуально, и для кого-то выводы выше могут показаться необъективными и преждевременными, но не написать об этом мы не могли.

Теперь о сюжете

Торакальный хирург Евгения Беляева спасает жизнь космонавта. В условиях невесомости она проводит сложную операцию Герою России, получившему тяжелые травмы во время выполнения работ в открытом космосе. Авторам удалось объединить две критически важные сферы жизни – медицину и космос, сферы, в которых ошибки могут стоить жизни.

Фильма не состоялось бы без грамотно выстроенной драматической линии, основанной на личной истории главной героини. Можно сказать, что судьба дает ей шанс залечить кровоточащую много лет рану, закрыть гештальт и впустить в свою жизнь новую любовь.

Дубль-реальность

Самое удивительное в этом фильме это сочетание реальности и художественного вымысла, и в определенных точках они сходятся в единое целое. Этому способствуют сразу несколько факторов.

Во-первых, некоторые эпизоды снимались с одного дубля: при этом они стали не только частью художественного фильма, но и уже вошли в документальную кинохронику. Это кадры взлета космического корабля, который отправляет главную героиню на МКС, и кадры посадки космической капсулы, на которой она возвращается обратно на Землю.

Во-вторых, и главная героиня Евгения Беляева, и сыгравшая ее актриса Юлия Пересильд оказываются на МКС впервые в жизни, а потому ее эмоции естественны, можно сказать, что в отдельных эпизодах ей даже не надо ничего играть.

В-третьих, в фильме зрителю отчасти показали «кухню» проекта – все то, что в других фильмах остается за кадром, но здесь ввиду специфики сюжета становятся частью истории. В частности, речь идет об отборе кандидатов на полет в космос. Однако нам показывают лишь малую часть испытаний, которых актрисе пришлось пройти на самом деле. Другой момент – проработка на Земле деталей проведения операции в условиях невесомости.

Операторская работа

Операторская работа заслуживает отдельного разговора. В событиях, которые происходят на Земле, чаще всего используются стандартные приемы съемки эпизодов: общие, средние и крупные планы, съемка героев в движении. Но часть эпизодов снята через эффект присутствия, когда оператор движется за героем и в кадре чувствуется шаг, ощущается реальное движение и даже дыхание.

Съемки в невесомости отличает практически полное отсутствие четко зафиксированного кадра. Преимущественно камера плавно перемещается с одного объекта съемки на другой. При этом нельзя сказать, что невесомость снималась одним кадром, за исключением пролета главной героини в одном из эпизодов.

Интересным приемом, использованным в фильме, является съемка снизу. В первую очередь он используется в условиях невесомости для создания особого эмоционального эффекта.

И здесь стоит отметить, что оператором на МКС был режиссер фильма Клим Шипенко, который так же, как и Юлия Пересильд, прошел жесткий медицинский отбор.

К слову, на МКС не использовалось никаких дополнительных источников света, которые обычно бывают на съемочных площадках. В отдельных эпизодах зритель увидит освещение естественным светом из космического пространства, и это действительно впечатляет. Будут и виды из иллюминатора, когда где-то далеко внизу проплывает планета Земля, а кругом – черное небо, покрытое россыпью звезд: просто дух захватывает!

А кто в ролях?

Как мы уже писали выше, главную роль сыграла Юлия Пересильд. Ее героиня – сильная слабая женщина, каких миллионы. Она профессионал своего дела, но не кичится этим: мать-сердечница и дочь – проблемный подросток для нее гораздо важнее карьеры. Евгения сразу располагает к себе зрителя и вызывает сопереживание на протяжении всей истории.

В фильме зритель также сможет увидеть Владимира Машкова, Александра Балуева, Милоша Биковича и Александра Самойленко, широко известных по фильму «Холоп», а также Елену Валюшкину, которую зритель наверняка запомнил по саге «Последний богатырь».

Однако в фильме «Вызов» снялись не только актеры, но и реальные космонавты: Антон Шкаплеров, Олег Новицкий и Петр Дубров. И, надо сказать, сыграли они не хуже профессиональных артистов.

И снова к драме…

Считается, что человек действительно проявляет себя именно в экстремальных ситуациях, особенно когда есть угроза жизни. Эмоциональный накал ключевого эпизода фильма зашкаливает. Без операции при спуске на Землю космонавт, которого ждут любящая жена и маленькая дочь, может погибнуть. Его судьба полностью в руках главной героини. Но одно дело провести операцию на Земле и совсем другое – в условиях невесомости, когда организм ведет себя несколько иначе, и это надо учитывать. Ошибка может стоить жизни, и время не терпит, и возможности крайне ограничены, а на плечи давит личная трагедия и чувство врачебного долга. Это и есть ВЫЗОВ – вызов, на который нужно дать достойный ответ! Поборов отчаяние, безысходность и страх, главная героиня, слабая женщина, принимает вызов. «Я беру ответственность на себя», – говорит она и совершает почти невозможное. И мы понимаем, что при такой силе духа нет предела человеческим возможностям, нет таких вызовов, с которыми бы не справился сильный духом человек. Пожалуй, что фильм именно об этом.

Послесловие, или Насколько важна эта премьера?

Хотелось бы обойтись без лишнего пафоса – его и до премьеры, и после звучало много. Отчасти с выводами спикеров можно согласиться. В сухом остатке Россия вновь оказалась первой в космосе – это факт, который уже стал частью истории. Во-вторых, это важная веха в сфере кинематографии. Вероятнее всего, на этом освоение космоса «киношниками» не ограничится. В-третьих, определенную волну интереса к космосу со стороны молодежи он действительно вызовет – насколько большую, покажет время. Но одного фильма для смены профессиональных приоритетов все же мало.

Стоила ли игра свеч? Пожалуй, что да. И здесь важно понимать, что инвестиции, вкладываемые в культуру, окупаются не за год и даже не за два. И речь идет не только и не столько о количестве проданных билетов и даже не о влиянии заложенных в сюжете нарративах (хотя и это тоже важно), сколько об открытии новой страницы в кинематографии, о шаге вперед в направлении чего-то неизведанного и неосвоенного. Пожалуй, персональное чудо все-таки по итогу будет у каждого, кто решил увидеть «Вызов» своими глазами и составить собственное мнение о фильме.

Новости партнеров

Культура