Старейшее англоязычное издание Гонконга South China Morning Post выпустило материал, в котором была дана оценка транзитному потенциалу порта Владивосток для провинции Цзилинь, сообщает PRIMPRESS. На страницах издания указывается, что его не удастся реализовать в полной мере, как и в случае с провинцией Хэйлунцзян.
«Владивосток является портом для транзита товаров внутренней китайской торговли из провинции Хэйлунцзян на юг КНР с 2007 г. Однако ни тогда, ни все последующие годы решение таможни не вызывало столь яркой реакции мировой прессы, как это произошло неделей ранее после добавления в этот список провинции Цзилинь», – пишет издание.
Издание считает, что в первую очередь это связано с перегруженностью наземных пограничных пунктов пропуска с российской стороны, с недостатком инфраструктуры, высокой стоимостью доставки и перегрузки товаров.
Председатель совета директоров Shippingchina.сom Кан Шучунь также заявил о том, что транзитная политика для следующих через российскую территорию внутренних грузов КНР пока не ясна. Эксперт говорит, что на данный момент Владивосток – востребованное направление. Из-за увеличившегося времени простоя судов в порту это приводит к росту ставок морского фрахта: так, стоимость отправки груза из Даляня в столицу ДФО выросла с нескольких сот долларов до почти 2000 долларов за тот же объем услуг.
Напомним, Главное таможенное управление КНР включило порт Владивосток в список портов, через которые транзитные грузы могут доставляться из северных районов Китая в южные. Считается, что это позволит в рамках единой таможенной процедуры вывозить товары через Суйфэньхэ или Хунчунь во Владивосток (до которого около 200 км) и далее морем в южные регионы КНР.
За 4 месяца текущего года, по данным Дальневосточного таможенного управления, грузопоток через пункты пропуска на Дальнем Востоке увеличился почти на 11% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом на 33% выросли перевозки по морю.
Участок российско-китайской границы, который проходит через Приморский край, является популярным направлением для грузовых перевозчиков, однако пункты пропуска в этом регионе, как, в принципе, и по всему Дальнему Востоку, в своем большинстве находятся в ненормативном состоянии и нуждаются в реконструкции: значительная часть сооружений в этих пограничных переходах барачного типа, практически отсутствует инфраструктура для комфортного пребывания водителей в пунктах пропуска, оборудованные стоянки и пр.
Вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев летом прошлого года отмечал, что только 58 из 80 пунктов пропуска на Дальнем Востоке функционируют, почти все они не соответствуют современным нормативным требованиям, в том числе и 12 основных пунктов пропуска, через которые проходит более 80% грузового потока. Среди них находящиеся в Приморском крае – МАПП «Краскино», МАПП «Пограничный», ДАПП «Полтавка», ДАПП «Турий Рог» и ДАПП «Марково».
Отмечается также, что еще 10 лет назад пытались выполнить их реконструкцию, однако в конечном итоге работы были заморожены из-за проблем со сменой собственника (пункты пропуска сразу находились в частной собственности, потом их передали Министерству транспорта и Росгранстрою), из-за вопросов по финансированию и недочетов в проектах.
В настоящее время в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» их возобновили. Но полностью завершить работы обещают только к концу 2024 г.