Приморский край давно называют ключевым регионом Дальнего Востока с точки зрения развития всего округа. В связи с международной обстановкой этот тезис все больше обретает явные очертания. Президент России Владимир Путин установил «курс на Восток», что не осталось без внимания губернатора Приморского края Олега Кожемяко. Он уже давно начал масштабную работу в этом направлении и держит на контроле вопросы экономики и логистики. Об этом мы поговорили с главой Представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке – послом по особым поручениям Андреем Броварцом.
– Андрей Петрович, происходящие с февраля 2022 года события в мире не могли не отразиться на положении дел в Приморье. Скажите, как наш регион ощутил на себе эти перемены?
– 2022 год для всей нашей страны без преувеличения можно назвать переломным. Были сброшены многие маски, отринуты многие концепции. Однако появились и новые возможности. В том числе для любимого Приморья.
Первое полугодие по понятным причинам прошло для всех его жителей в обстановке максимальной неопределенности. Привычный ход вещей был нарушен прекращением заходов в порты края крупнейших контейнерных перевозчиков, приостановкой инвестпроектов и побратимских программ, отъездом иностранного персонала совместных предприятий, прекращением международного авиасообщения.
– Сейчас мы видим, что ситуация изменилась. Например, выстраиваются прекрасные отношения со странами-партнерами АТР. Насколько серьезны намерения у соседей «дружить» с Россией?
– Осенью 2022 года из Владивостока возобновились международные полеты. Взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой (сестра лидера которой прямо заявила, что КНДР «всегда будет стоять в одном окопе с армией и народом России»).
Даже те государства региона, которые в силу ряда геополитических и экономических причин под внешним давлением вынуждены делать реверансы в сторону Соединенных Штатов, в повседневных контактах демонстрируют взвешенную позицию, отвечающую взаимным интересам. По сути, во всей Северо-Восточной Азии страна, которая последовательно подключилась к антироссийской линии, оказалась не просто в меньшинстве – в одиночестве. И даже оттуда с уровня муниципалитетов и обычных людей мы регулярно получаем письма одобрения и поддержки, говорящие о желании сохранять и укреплять выстроенные десятилетиями контакты.
– Можно ли сказать, что благодаря и этим успехам Приморскому краю все же удалось найти правильный «курс на Восток»?
– Вы только вдумайтесь, по итогам 2022 года валовый региональный продукт Приморья вырос на 15% (прогнозируемый рост в 2023 году – 6%). Рост внешнеторгового оборота составил 22%. В рамках свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития иностранный бизнес продолжил реализацию инвестиционных программ на сумму около 115 миллиардов рублей. Край посетили три миллиона туристов, что всего лишь на миллион меньше рекордного 2019 года, когда все границы были открыты. Именно так выглядит «курс на Восток».
– Влияние Запада по-прежнему остается сильным, и любые попытки внешнего давления так или иначе отражаются на России. Есть какие-то риски для Приморья?
– Практика показала, что, несмотря на внешнее давление, Приморский край не просто живет (или выживает), но активно развивается. Драйвером и залогом для этого выступают стабильные отношения с экономиками Северо- и Юго-Восточной Азии. Спасибо «партнерам», которые своими действиями продемонстрировали: жизнь и перспективы за пределами выстроенной коллективным Западом системы есть.
Мы стоим в начале долгого пути, на всем протяжении которого край будут испытывать на прочность. Угрозами, санкциями или подрывной информационной работой, призванной не только поссорить его жителей с ближайшими соседями, но и посеять раскол внутри общества.
– Ведь уже были такие попытки. Расскажите подробнее о последнем случае.
– Да, вы правы. Совсем недавно в информационном поле появилась, в общем-то, рядовая новость о том, что Владивосток был добавлен Главным таможенным управлением КНР в список портов, через которые можно осуществлять транзит внутренних китайских товаров на юг КНР. Практически все прозападные СМИ и даже некоторые российские буквально вывернули тему наизнанку и подали ее, будто «слабеющая Россия буквально поступилась суверенитетом и отдала порт Китаю».
Здесь хочется пояснить. Транспортировка внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР через порты юга Приморского края – это не что иное, как международные транспортные коридоры «Приморье-1» (Суйфэньхэ – Владивосток – Восточный) и «Приморье-2» (Хунчунь – Зарубино). Меморандум о сотрудничестве в данном направлении был подписан в июле 2017 года. До начала пандемии международные транспортные коридоры не только функционировали в повседневном рабочем режиме, но и активно развивались.
Все эти годы бюджет России получал доходы от таможенного сопровождения транзита, плату за проводимые работы и использование инфраструктуры, загрузку портов и железнодорожных линий, новые рабочие места. Где случился тот поворотный момент, когда проект из «новой точки роста пограничной, железнодорожной и портовой инфраструктуры» превратился в «сдачу суверенитета»? Он произошел только тогда, когда некоторым нашим уважаемым «партнерам», которые сами все эти годы активно использовали возможности приморских международных транспортных коридоров, потребовались поводы для раздувания вражды.
– Мы видим, как внешняя политика РФ меняет свой ориентир и уверенно движется в нашу сторону. Какие плюсы от этого получит Приморский край?
– Прошедший год стал поворотным для Приморского края по многим направлениям. Символическим и практическим воплощением этого является обновленная Концепция внешней политики РФ, где региональные приоритеты внешней политики нашей страны прописаны именно в таком порядке. «Ближнее зарубежье», «Арктика», «Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия», «Азиатско-Тихоокеанский регион», «Исламский мир», «Африка», «Латинская Америка и Карибский бассейн», «Европейский регион», «США и другие англосаксонские государства», «Антарктика».
Как вы можете видеть, из АТР был выделен отдельный Евразийский континент, включающий Китай и Индию, который замкнул первую тройку. Более того, документ конкретизировал одну из главных целей кооперации в этом направлении – «укрепление экономической и транспортной взаимосвязанности Евразии, в том числе посредством модернизации и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей». Для Приморья эти акценты в государственном документе значат не просто инвестиции или рабочие места, но концептуальное изменение роли региона в развитии страны.
– Какова роль губернатора в достижении этих целей?
– Конечно, изложенное потребует большой работы, которая уже активно ведется по линии губернатора Приморского края Олега Кожемяко, всего аппарата правительства региона, бизнеса и дипломатов. Выстраивается новая внешняя экономика, производственные цепочки, логистика.
Трудные времена рождают сильных людей. Это очевидно для дальневосточников – потомков первопроходцев и переселенцев, чьими отличительными чертами всегда были спокойствие, упрямство, собранность, трезвость ума и четкое видение перспективы.