Новые условия и правила, вводимые маркетплейсами, продолжают беспокоить и возмущать не только покупателей, но и продавцов, реализующих свои товары. Эксперты и предприниматели рассказали, как площадки «грабят» своих же пользователей необоснованными штрафами и ограничениями, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на Деловой еженедельник «Конкурент».
Маркетплейсы дают многим продавцам возможность продвигать свои товары и зарабатывать, выступая важным посредником между предпринимателем и покупателем. Казалось бы, условия понятны и выгодны для всех, но все чаще продавцы жалуются на то, что руководство площадок вставляет им палки в колеса. Новые штрафы, непонятные правила, ограничения и даже пропажа товаров – на все это жалуются люди.
Одной из главных проблем является рост комиссии. Согласно сообщениям некоторых продавцов, она иногда доходит до 50 процентов, а маркетплейсы при этом могут еще и принудительно поменять цену на товар без предупреждения. В некоторых случаях площадки оповещают о скором снижении стоимости товара в рамках какой-то акции, ставя предпринимателя перед выбором: согласиться или отказаться, полностью сняв продукт с продажи.
«Продавцов оповещают, что товар добавлен в эти «скидочные мероприятия» заранее. То есть селлеру дается возможность добровольно удалить свой товар с площадки на этот период, в противном случае автоакция запускается автоматически, соответственно, цена будет ниже, чем ту, которую поставил селлер», – говорит спикер и наставник по онлайн-продажам, куратор по Приморскому краю от «Опоры России» по маркетплейсам, управляющий собственник бренда женской одежды Anutina Александр Завьялов.
В таком случае цена, например, с одной тысячи рублей может упасть до 600, и продавец уйдет в минус. Поэтому далеко не всегда скидка на тот или иной товар выставлена самим продавцом, хотя и такое тоже бывает. В таких случаях, однако, все заранее просчитано: выгодные акции с заниженной стоимостью товара ставятся для продвижения на площадке, и компенсируется это другой продукцией.
Также абсурдными продавцам кажутся штрафы. Система, изначально созданная для регулирования деятельности и мотивации продавцов более ответственно подходить к реализации товаров, в итоге пришла к тому, что наказания выдаются за любую мелочь. Некоторые площадки штрафуют предпринимателей даже за рекламу своей же продукции на сторонних сайтах, и потери в таких ситуациях могут исчисляться сотнями тысяч рублей.
Много спорных ситуаций связаны со складами хранения. Например, нередкая проблема – пропажа товара. В ситуациях, когда покупатель оформляет возврат, продукция в итоге не возвращается к отправителю и просто исчезает в системе, всплывая лишь спустя время, но уже отдельно от продавца и по другой цене. Это связано с большим оборотом, и очевидно, что среди сотен партий различных товаров что-то может потеряться.
«Часто возвращенные по браку вещи оказываются даже не открытые – с целой упаковкой, кто их проверял и согласовывал брак – непонятно», – говорит владелица свечной мастерской и изделий из гипса LAV_CANDLES Александра Лещенко.
Несмотря на такие промахи, цена приемки товара далеко не всегда дешевая. Раньше это вообще было бесплатно, но теперь в том же Wildberries стоимость отгрузки на складе, особенно в загруженные дни, может быть очень дорогой.
Нередко маркетплейсы предоставляют услуги, которые буквально «грабят» продавцов. Так, например, среди инструментов продвижения на площадках есть платные функции, позволяющие привлечь клиентов, которые на самом деле не дают гарантий повышения спроса, а вот отдать деньги в любом случае придется.
При всех этих минусах достичь хоть какого-то компромисса с маркетплейсами очень трудно, и почти всегда диктуемые ими условия невозможно оспорить.
«Существуют правила – и точка. Любое от них отступление штрафуется. Но правила имеют свойства неожиданно меняться. Сложно держать руку на пульсе», – подытожила генеральный директор ООО «Владивостокская фабрика «Эвернит» Ирина Щербина.