2024-10-03T13:40:21+10:00 2024-10-03T13:40:21+10:00

«Гайдзины» из Японии – есть ли смысл в праворульных «европейцах»?

Перпендикулярный импорт: часть 1

Сегодня, 13:40

Фото: Михаил Якимец
Фото: Михаил Якимец | «Гайдзины» из Японии – есть ли смысл в праворульных «европейцах»?

1 октября вступило в силу постановление правительства, повышающее коэффициенты расчета утилизационного сбора, – ставки для легковых автомобилей повышаются на 80%, а затем будут увеличиваться каждый год с целью стимулирования отечественного автомобильного производства. Это означает еще одно потрясение для и так нестабильного в последние годы российского авторынка – ввозить иномарки на перепродажу и покупать их новыми в автосалонах становится еще невыгоднее. Однако повышение не затрагивает ввоз легковушек физическими лицами для личного использования без права перепродажи в течение года. Да и для Дальнего Востока привоз б/у машин из Страны восходящего солнца – дело обыденное, а большинство приморцев в этом вопросе до сих пор отдают предпочтение автомобилям сугубо японских брендов.

Однако существует и тренд последнего времени – ввоз чужеродных для самой Японии автомобилей. Как правило, это машины крупных европейских автоконцернов – VAG (Volkswagen-Audi Group), BMW и Mercedes-Benz. Помимо них, из Японии привозят и шведские Volvo, и Citroёn, и даже Renault. И если раньше большая часть этих машин реализовывалась на нашем рынке официально через дилерские сети, а после событий 2022 года остались бледной тенью в виде «параллельного импорта», то теперь внимание жаждущей публики переключилось на Японию. Очевидно, что в силу специфики рынка автомобили эти в большинстве своем будут с правым расположением руля, а также могут иметь мелкие отличия по комплектациям от своих «собратьев» с других рынков сбыта.



Стоит сказать, что в Японии иномарки не пользуются таким уж большим спросом – по итогам 2023 года самым крупным иностранным автомобильным брендом там остается Mercedes-Benz, занимающий 11-ю строчку в рейтинге продаж новых автомобилей с результатом около 50 тысяч машин. BMW, Volkswagen и остальные продают и того меньше. Тем не менее эти автомобили проникали в Россию и раньше, но объемы ввоза ныне выросли многократно.

И казалось бы, ответ на вопрос «почему?» очевиден – многие ценят европейские автомобили за эргономику, дизайн и инженерный подход. А приобретая автомобиль в Японии, намного повышается шанс купить хороший и грамотно до этого обслуживаемый автомобиль, вместо того чтобы на отечественной «вторичке» попасться на «битье», смотанные пробеги и отвратительное отношение прошлых владельцев к автомобилям. А покупать тех же «европейцев» новыми в наши непростые времена по карману далеко не всем.
Но стоит ли игра свеч с такими машинами? Разбирался корреспондент PRIMPRESS.

Важный нюанс

Стоит напомнить, помимо того что льготная ставка утилизационного сбора (3400-5200 рублей) распространяется только на автомобили с объемом ДВС до трех литров, существуют и санкционные ограничения со стороны японских властей, затрагивающие экспорт в Россию, в том числе электромобилей, гибридов и вообще любых авто с моторами объемом более 1,9 литра, а «обход» этих санкций – дополнительные деньги к конечной цене. И европейские машины тут подходят как нельзя кстати – среди них мало гибридных авто, но большой выбор моделей с «малокубатурными» моторами.

Что можно взять?

Нужно понимать, что в случае привоза автомобилей из-за рубежа приводить примеры с цифрами – это дело гиблое и очень сильно зависит «от ситуации», от курса валют, прочих расходов, цен на авто в самой Японии, да и учитывая разнообразие этих машин – от их версий, комплектаций и прочих особенностей. Тем не менее для популярных моделей можно выделить некоторые закономерности и привести с ними несколько примеров.

Так, один из крайне популярных «немцев» из Японии – Mercedes С-class в кузове 205 2014-2021 годов выпуска и версии C 180, проходной сквозь японские санкции вследствие моторчика объемом в 1,6 литра. Согласно данным портала drom.ru, цены на праворульные версии этой модели, встречающейся в кузовах седан, универсал, купе и кабриолет, в среднем составляют от 1,8 до 2,5 миллиона рублей. В то же время аналогичные автомобили, но с левым рулем стоят на несколько сотен тысяч рублей дороже. Похожая ситуация и с популярной моделью CLA – относительно свежие представители этого семейства с правым рулем будут несколько дешевле, чем их родственники, в те годы проданные в России новыми.


Чем дороже сама модель – тем больше может быть разрыв в цене. Так, например, у кроссоверов GLE и GLE Сoupe, привезенных из Японии и Кореи, разница в конечной стоимости может достигать нескольких миллионов рублей! И понятное дело, что экономия «на руле» при покупке обернется впоследствии меньшей стоимостью авто при перепродаже.


В целом самые популярные для ввоза из Японии модели от Mercedes – относительно недорогие A, GLA, C, CLA. У основного конкурента – BMW – ситуация аналогичная. Хоть из Японии в достаточно больших количествах и привозили «флагманские» BMW 7-й серии, основная масса – это «неправильные», построенные на переднеприводных платформах кроссоверы X1, X2, компакт-вены 2-й серии. Также привлекательным вариантом для привоза являются соплатформенные им модели бренда Mini. А также популярными в праворульной конфигурации остаются модели 3, X3, X4.


Похожая ситуация и у третьего члена немецкой «премиальной тройки» – Audi. В ее случае предпочтения выбирающих автомобиль из Японии также ложатся на относительно недорогие модели – A1, A3, Q2, Q3, A4. Но в целом среди всего этого набора тевтонских цифро-буквенных индексов желания покупателя не ограничиваются – этими брендами в Японии предлагается практически полная номенкулатура их моделей. Так что можно привезти праворульными и купе 8-й серии от BMW, и минивэн V-class от «Мерседеса».

А вот с автомобилями Volkswagen ситуация интереснее. «Европейский» Polo с литровым моторчиком – это совершенно не та машина, что когда-то продавалась в России. Также на аукционах Японии можно встретить интересные модели T-Roc, T-Cross, Beetle, маленький Up! и кузов универсал у популярного Golf – то, что никогда не предлагалось на официальном российском рынке. В целом же именно «Фольксвагены» представляются самым практичным вариантом для приобретения японского «европейца» – как с точки зрения стоимости покупки, так и последующего владения.

На большом японском рынке продаются и несколько более интересные с точки зрения автолюбителя машины. Из автомобилей, которые принесут в будущем не так много головной боли, можно присмотреться, например, к Volvo. Однако и с ними есть нюансы – в случае с условными итальянскими Alfa Romeo или Maserati это редкость и меньшая востребованность на вторичном рынке, а в случае, например, с дорогими версиями AMG от «Мерседеса», машин BMW M или даже «электричек» Tesla зачастую выгода от покупки именно праворульной версии не такая уж и большая, вследствие чего большая часть этих авто привозится все-таки из стран с правосторонним движением. Безусловно, есть и исключения – например, забавный американский кроссовер Jeep Renegade. Но здесь все зависит уже от конкретных задач, бюджета и желаемых эмоций от автомобиля.

Запчасти и обслуживание

Заводов иностранных для Японии автопроизводителей в ней нет, а так как продаваемые ими модели представлены в той же номенкулатуре, как и на прочих глобальных рынках, между ними нет никаких различий по начинке, исключая связанное с расположением рулевого колеса. Скорее, тут могут возникнуть проблемы немного другого характера, о которых, вероятно, неопытный автомобилист заранее знать не будет. Так, например, продаваемый в Японии европейский Renault Captur – это несколько другая машина, чем Kaptur, собиравшийся ранее в РФ. Похожие до степени смешения внешне автомобили построены на разных платформах. И если в плане элементов подвески, двигателя и т. п. у «японца» все унифицировано с другими моделями концерна Renault-Nissan, то с поиском кузовных запчастей могут возникнуть проблемы. И в таком случае доступность ремонта прямо пропорциональна популярности автомобиля.

В итоге получается, что во многих случаях, особенно если дело касается относительно бюджетных европейских автомобилей, завезти такой из Японии является куда более выигрышным вариантом, чем приобретать такой на местном вторичном рынке, если не принимать правостороннее расположение руля как недостаток. Однако после всего этого остается вопрос: а что, если привезти для себя европейскую или американскую машину не из Японии, а из Кореи или Китая, соответственно, с левым рулем? Какие в этом случае подводные камни? На эту тему продолжение следует.

Новости партнеров

Новости (Авто)