В конце ноября 2024 года группа депутатов в Госдуме озвучила новую инициативу — они предложили законопроект, который может обязать перевозчиков устанавливать в легковых такси видеонаблюдение. Предполагается, что это поможет избежать конфликтов и нарушений ПДД со стороны водителей, но как именно это будет исполняться и кем контролироваться — неясно. Руководитель частного таксопарка во Владивостоке Дмитрий Иванов прокомментировал законопроект и рассказал PRIMPRESS, почему на бумаге инициатива звучит лучше, чем может быть на самом деле.
Эксперт подчеркнул, что идея об обязательной установке камер в такси — хорошая, но как это часто бывает, одной инициативы недостаточно, и все упирается сразу в несколько нюансов. Во-первых, в сфере перевозок большую часть работников составляют нелегальные мигранты.
Дмитрий Иванов допускает, что из-за этого неплохая идея затронет только водителей, работающих легально, соответственно и наказываться будут именно они. На тех, кто находится в серой зоне, это никак не повлияет, и глобального эффекта не возымеет.
«Смысл в этом безусловно есть. Видеорегистратор это вещь полезная при любых обстоятельствах, но, по осторожным оценкам, минимум 70% водителей такси — нелегалы. Очередной закон могут «повесить» на тех людей, которые работают нормально, а водитель, работающий в серой зоне, как не был никому ничего должен, так и не будет», — говорит Дмитрий Иванов.
По словам специалиста, это частая проблема сферы такси — новые законопроекты, ограничения и, соответственно, наказания, затрагивают именно водителей, работающих официально. Еще один нюанс, ставящий инициативу под сомнение — кто и как будет осуществлять надзор за компаниями-перевозчиками, ведь ранее введенные законы тоже соблюдаются далеко не всегда.
Дмитрий Иванов рассказал, что попытки ввести регистраторы в автомобилях такси в его таксопарке уже были, но они столкнулись с необычной проблемой — водители просто отключали устройство. Эксперт предположил, что причина этого — технические ограничения. Бюджетные регистраторы, продающиеся в Приморье, в основном предусматривают подключение в легковых автомобилях через единственный предусмотренный в них разъем, из-за чего невнимательные сотрудники легко отключают их, например, для зарядки телефона, а включить назад просто забывают.
«Мы ставили регистраторы, но, к сожалению, водители их отключают и мы перестали это делать, хотя вещь полезная. Бюджетные регистраторы подключаются через разъем, а моделей, внедряющихся прямо в бортовую систему питания автомобиля, я в свободной продаже в Приморье не видел», — поделился руководитель таксопарка.
Более того, даже если инициативу реализуют, достаточно остро стоит вопрос того, как на запись отреагируют пассажиры. По задумке депутатов, водители должны будут предупреждать клиентов о том, что ведется съемка, но в таком случае не исключено, что кто-то просто откажется от поездки.
«По закону нужно поставить пассажира в известность о съемке. А если человек не хочет, чтобы его снимали? Многие люди и в обычной жизни сталкивались с тем, что вешали камеры в подъездах, чтоб снимать лестничную клетку, но выключали из-за возмущения соседей. То же самое касается записи разговоров — пассажирам может не понравиться, что ведется запись их разговора с кем-то. Это может не просто не предотвратить конфликт, но и в некоторых случаях спровоцировать его», — говорит эксперт.
На цены на такси инициатива не повлияет, считает эксперт.
«Цена вопроса приличного двустороннего регистратора — около 25 тысяч рублей, но это единоразовая покупка и серьезно на цены не повлияет», — подытожил Дмитрий Иванов.
Напомним, ранее PRIMPRESS проанализировал, почему во Владивостоке растут цены на такси.