2023-06-21T09:04:35+10:00 2023-06-21T09:04:35+10:00

ГДЗ – вредная шпаргалка или полезный помощник? Разбираем плюсы и минусы решебников

21 июня 2023, 09:04

Несколько лет назад такие пособия были более скромны по объёму. Сейчас же встречаются сборники с готовыми сочинениями и изложениями. Это настораживает учителей и чиновников. Они опасаются, что дети станут использовать ГДЗ, обходя процесс самостоятельного мышления. Но есть и противоположные мнения. Попытаемся объяснить, в каких ситуациях ГДЗ – это вредная шпаргалка, а в каких – полезный помощник! А о хороших решебниках смотрите подробнее на сайте pomogalka.me.

ГДЗ – вредная шпаргалка или полезный помощник? Разбираем плюсы и минусы решебников

Почему ГДЗ вызывают столько споров

Часть родителей испытывает внутренний конфликт. С одной стороны, никому не хочется, чтобы школьник просто механически копировал ответы. С другой стороны, качественный такой решебник помогает проверить выполнение заданий, особенно если родители подзабыли школьную программу по математике или физике. Ситуацию усложняет и позиция ряда учителей. Одни считают, что ГДЗ снижают мотивацию. Другие же говорят: важно научить пользоваться инструментом правильно, ведь задания в классе всё равно проверяются более глубоко, а на контрольных списать уже не получится.

«Если ребёнок не будет учиться думать самостоятельно, он не сможет преодолеть даже базовые контрольные, а вся идея домашнего задания станет пустой формальностью», – замечает учитель математики Дарья Шаинская.

Заслуженный учитель России Евгений Ямбург тоже считает, что без закрепления материала дома подросток рискует остаться без глубокой теоретической базы. Министр просвещения Сергей Кравцов выступает за ограничение использования готовых ответов, полагая, что бесконтрольное списывание в начальной школе приведёт к пробелам в будущих классах.

Но вместе с тем немало специалистов утверждают, что при грамотном подходе ГДЗ можно превратить во вспомогательный материал. Например, учитель с 26-летним стажем Сергей Арнольдов подчёркивает: если преподаватель на уроке попросит ученика объяснить процесс решения, то сразу станет понятно, научился ли тот работать с задачей или слепо скопировал ответ. По его словам, задача школы – развить мышление, а не просто забивать голову готовыми фактами.

Так все же! Это вредная шпаргалка или помощник?

Ниже представлена наглядная таблица, отражающая основные аргументы «за» и «против».

Плюсы ГДЗ Минусы ГДЗ Возможность увидеть готовый пример оформления решения. Риск привыкнуть копировать, теряя способность к самостоятельному мышлению. Освоение альтернативных способов решения задач. Снижение мотивации, если школьник всё время пользуется готовыми ответами. Экономия времени и усилий на поиск правильного метода. Вероятность пропускать важные детали, поскольку хочется поскорее закончить. Пособие для родителей, позволяющее проверить домашнее задание. Некоторые решебники содержат неточности или сухие ответы без объяснений. Тщательный разбор (в хороших решебниках) заменяет репетитора на время. Соблазн быстро списать в период, когда требуется усвоить материал.

Как отмечает психолог Елена Макарова, многое зависит от того, в каком виде школьник получает ответы и как именно он их использует. При наличии детальных пояснений ребёнок способен не только найти правильное решение, но и проследить логику, разобравшись в сути задания. А если он просто берёт результат, не заглядывая в расчёты, то сама учебная цель теряется.

Хорошие решебники: критерии и примеры

Качественные ГДЗ обычно предоставляют не только итоговые ответы, но и подробный разбор каждого шага. Родителям и педагогам полезно обращать внимание:

  • на подробные пояснения. Шаги прописаны так, что можно отследить ход мысли от условия к ответу;
  • простоту языка. Если в решебнике чрезмерно много формул и заумных понятий, школьнику будет трудно применять их в учёбе;
  • отсутствие рекламы. Многочисленные всплывающие окна только отвлекают, а некоторые сайты требуют платной подписки за простейший просмотр;
  • наличие “подсказки”. Для дополнительного контроля полезно, когда книга (или сайт) сначала предлагает небольшой намёк или схему, а уже потом выдаёт детальный алгоритм.

Чтобы лучше понять, как работают действительно продуманные решения, можно заглянуть на вышеупомянутый сайт pomogalka.me. Там представлена особая «подсказка»: школьник может сначала воспользоваться кратким намёком и попробовать дорешать задачу самостоятельно, а позже свериться с детальным решением. Такой приём в учёбе помогает осваивать принцип расчётов.

ГДЗ – вредная шпаргалка или полезный помощник? Разбираем плюсы и минусы решебников

Эксперты отмечают, что подобные ресурсы заменяют краткий очный разбор: ребёнок видит логику, анализирует все шаги и учится составлять подобные решения самостоятельно. А при возникновении сложностей родители легко ориентируются в материале и объясняют те или иные пункты, руководствуясь продуманной методической базой.

Как правильно использовать сборник готовых домашних заданий

Условно подходы к учёбе с решебником можно разделить на два сценария.

Сначала самостоятельная попытка

Школьник открывает тетрадь, читает условие задачи и старается решить её собственными силами. Когда работа завершена, он заглядывает в ГДЗ и сверяет каждый шаг. При обнаружении расхождений ребёнок просматривает объяснения и выявляет, где именно допустил ошибку.

Такой метод формирует осознанность: вместо слепого списывания происходят анализ и поиск причин неточностей.

Решение “вместе” с подсказками

Этот вариант подходит, если тема кажется чересчур сложной или ученик пропустил несколько уроков. Он открывает решебник, изучает подсказку к задаче (указание на формулу, пошаговый план действий), но не смотрит финальные ответы. При затруднениях заглядывает в детальный разбор.

Такая тактика даёт возможность чувствовать поддержку, не теряя нити размышлений.

Главное – отслеживать, чтобы у школьника не формировалась привычка всё брать “на блюдечке”. Учителя часто советуют родителям периодически спрашивать, как ребёнок получил ответ. Если он не может объяснить логику, значит, решение взято механически. В этом случае полезно вернуться к задаче, разобрать её устно и убедиться, что школьник понимает этапы.

Новости партнеров

Новости (Клуб потребителей)