Приморский край от Москвы отделяет целых девять тысяч километров. Несмотря на то, что мир «схлопнулся» благодаря технологиям, именно это расстояние дало повод жителям западной части страны придумать свое Приморье – с дешевой рыбой, чайнатаунами и вечной зимой.

Миф номер 1: «Там все рядом! От Владивостока до Камчатки, Сахалина и Курильских островов – рукой подать»
Это самый распространенный и самый живучий миф. Человеку из центральной России (или просто с Запада) Дальний Восток представляется неким анклавом, где Чукотка недалеко от Камчатки, а Сахалин «через дорогу» от Владивостока – «два лаптя по карте». Это чистая психология – мозг человека с Запада отказывается воспринимать дальневосточные расстояния серьезно.
Представьте себе ступор жителя Калининграда, которому подвиг – добраться за 37 км в Балтийск на Балткосу, когда он едет на электричке 5 (прописью – пять) часов из Владивостока в «соседнюю» Находку. Так он на собственном опыте понимает, что карта в атласе – это карта в атласе, а в реальности площадь всего Дальнего Востока составляет около 36% территории всей (!!!) страны. Между столицами дальневосточных субъектов существует прямое авиасообщение – на самолете из Владивостока можно попасть в Хабаровск (1 час 25 минут), Петропавловск-Камчатский (3 часа 20 минут), Южно-Сахалинск (1 час 45 минут), Якутск (3 часа 10 минут), Магадан (3 часа). Из Москвы в Калининград, если что, по прямой лететь 1 час 20 минут (сейчас вокруг Прибалтики летают по два с половиной часа), из Москвы в Пермь – два с половиной часа.

Миф номер 2: «Там холодно, нет лета и постоянный дождь»
Напрямую связан с первым – Чукотка в западных головах мешается с Приморьем, а улица Алеутская во Владивостоке – с Алеутскими островами (и неважно, что они американские – была же Аляска нашей, значит, тоже Дальний Восток!): «…там почти всегда зима, и нормального лета у вас никогда не бывает. И еще, кажется, что у вас там тигры и белые медведи ходят».
Владивосток, на минуточку, расположен южнее Сочи. Зима – да, суровая дальневосточная. Даже калининградцу, привыкшему к балтийскому сырому ветру, превращающему ноль градусов в минус 10, легкий океанский бриз, промораживающий Владивосток насквозь, как-то чересчур. Зато лето – вполне себе тропики: воздух нагревается до +40, а вода в море прогревается до +25 градусов. Такой необычный климат приводит к тому, что здесь одновременно растут могучие сибирские ели и тропические лианы, а в тайге на одной территории обитают таки да – тигры и медведи (но бурые).

Миф номер 3: «Здесь дешевые крабы и красная икра, а уж рыба – подавно»
Многие жители России считают, что прилавки приморских магазинов ломятся от дешевой и свежей рыбы, а крабовое мясо, трепанги, гребешки и прочие морепродукты (не говоря уже о красной икре) – это абсолютно ходовой местный товар (в западных головах на Приморье экстраполируются жалобы таможенника Верещагина из «Белого солнца пустыни» – только черная икра, которая ему надоела, заменяется красной).
И это было бы действительно неплохо, но, к сожалению, и для самих приморцев – это миф. Рыбу в промышленных масштабах ловят хотя и на Дальнем Востоке, но не у берегов Приморского края. В цену рыбы на прилавках региона уже включены расходы по переработке, фасовке и транспортировке. Итоговая цена на рыбу и морепродукты в Приморье не слишком разнится с ценами в остальной России.
Единственное, что отличает приморскую рыбу и морепродукты от «собратьев», продающихся в других регионах, – качество. Ну и удивительное свойство магазинов, продающих морепродукты, работать до полуночи.

Миф номер 4: «У каждого жителя Приморья по три японские праворульные машины»
Некоторые основания для этого мифа есть, но это – увы! – чистой воды миф. Да, на протяжении долгого времени Владивосток практически жил ввозом подержанных праворульных машин из Японии и на «Зеленый угол» (знаменитый авторынок во Владивостоке) за машиной приезжали со всей страны. Сперва японские авто привозили моряки для личного пользования, потом стали привозить родственникам, а дальше – больше, машины стали привозить на продажу. Как вспоминают современные приморские коммерсанты о тех золотых временах, «приличную семилетку японскую можно было за сто долларов купить, а за двести-триста – точно». Автолегенда, вошедшая в национальный фольклор – Toyota Land Cruiser («…колесами печально в небо смотрит круизер…»).
Переломным моментом стал 2008 год, когда президент России подписал постановление о повышении таможенных пошлин на ввозимые автомобили. Абсолютный размер ставки на легковушки старше пяти лет в зависимости от объема двигателя составил 2,5-5,8 евро за 1 куб см вместо 1,4-2,2 евро. Ввозить подержанные машины стало просто невыгодно. Сегодня по дорогам Приморья продолжают ездить праворульные «японки», однако машина есть далеко не в каждой семье. Хотя Владивосток – реально самый автомобилизированный город страны. И вообще – в Приморском крае около 650 машин на 1000 жителей, т. е. на одно домохозяйство приходится почти полтора автомобиля. Но не три :-)

Миф номер 5: «Половина жителей Приморья – китайцы, там и русских-то теперь уже меньшинство»
Миф возник в «святые 90-е», когда Владивосток перестал быть закрытым городом (с 1952 года город был закрыт для посещения иностранцами) и сюда немедленно случился наплыв граждан соседнего Китая. Но китайцы – торговцы по своей сути. Их цель была одна – торговля. Жить они здесь в массе своей не собирались, поэтому «чайнатауна» здесь не появилось.
На 1916 год миф был истиной – по данным переписи населения Владивостока, которую провели тогда, в нем проживало 39 187 китайцев, 4 180 корейцев и 3668 японцев. А всего в городе жило 97 509 человек. То есть практически половина населения города была именно азиатами. Но за время Советской власти китайскую диаспору и место ее компактного проживания знатно вычистили – практически в ноль.
Приморский край имеет более тысячи километров границы с Китаем. Но «чайнатаунов» ни во Владивостоке, ни в каком-либо еще городе Приморья нет – во всем Приморском крае сейчас проживает около 1,6 тыс. китайцев, что в разы меньше, чем узбеков, армян и азербайджанцев. Китайские туристы на китайских автобусах – да, есть. Надписи на китайском в магазинах – тоже. Город – русский.