Грандиозное турне началось в 1990 году. Экспедиция в составе цесаревича, руководителя всего путешествия генерал-майора свиты князя В.А. Барятинского, флигель-адъютанта князя Н.Д. Оболенского, князя В.С. Кочубея, гусара Е.Н. Волкова и прикомандированного для написания книги о путешествии чиновника министерства внутренних дел князя Э.Э. Ухтомского выдвинулась из Гатчины после молитвы. Путешествие было запланировано частично морское, частично сухопутное.
Во Владивосток цесаревич прибыл после путешествия по Греции, Египту, Индии и Японии. В Японии на Николая было совершено покушение, но тогда все обошлось. Кроме того, во Владивосток наследник империи прибыл с татуировкой: поддавшись английской моде, Николай решил набить себе татуировку – дракона с желтыми рогами и красным животом на правом предплечье.
Город начал готовиться к визиту августейшей особы за пять месяцев. Были разработаны правила для всего, включая церемонию встречи и оформление городов. Тогда же было принято решение отстроить триумфальную арку напротив Адмиральской пристани на пересечении улиц Светланской и Прудовой (ул. Петра Великого). Арку также называли Николаевскими воротами. На нее выделили пять тысяч рублей и еще четыре тысячи пожертвовали купцы.
11 мая цесаревич прибыл во Владивосток. О высоком госте горожан оповестили три пушечных выстрела с батареи. Однако из-за тумана официальная встреча цесаревича была перенесена на другой день – тогда над городом стоял густой туман.
В первый день своего пребывания во Владивостоке Николай принял только главу города и области. Он также объявил через них Всемилостивейшего Его Императорского Величества Александра III Манифест: «В ознаменование посещения Сибири Любезнейшим Сыном нашим, Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем, желая явить милость нашу тем из отбывающих ныне в Сибири наказания, в силу судебных приговоров, ссыльных, кои по день прибытия Его Императорского Высочества в пределы Сибири распределены в установленном порядке, повелеваем: 1. Ссыльнокаторжным, которые добрым поведением и прилежанием к труду достойны снисхождения, уменьшить назначенные судом сроки каторги до 2/3, бессрочную каторгу заменить срочною на 20 лет; 2. Осужденным за преступления, содеянные в несовершеннолетнем возрасте, в каторжные работы менее четырех лет, ныне же перечислить в разряд ссыльно-поселенцев».
Перед тем как отправить сына в путешествие по востоку, Александр III велел ему заложить в Уссурийске участок железной дороги, который соединил бы Сибирь с остальной страной. Сегодня эта дорога называется Транссибом. Кроме того, цесаревич должен был заложить первый памятник в городе – адмиралу Невельскому, а также железнодорожный вокзал и сухой док, который получил название «Николаевский».
Закладка сухого дока состоялась 18 мая 1891 года. Цесаревич сам положил серебряную доску в определенное место и залил бетоном. После этого главный строитель дока закрыл доску особым камнем, по которому цесаревич трижды ударил молотком. После этого раздался торжественный салют.
Все-таки самым важным делом, ради которого Николай прибыл в Приморье, являлась закладка Уссурийского участка железной дороги. Это произошло 19 мая. Рано утром цесаревич отправился к месту закладки, которое украсили цветами и зеленью. Это происходило недалеко от Первой речки в Куперовской пади.
К закладке участка железной дороги подошли ответственно. Будущего императора ждал великолепно декорированный павильон, а неподалеку была установлена платформа, на которой стоял локомотив с одним вагоном – первый состав Уссурийской железной дороги. Уже в 10 утра после молебна и салюта Николай под взглядами 300 человек лично взял тачку с землей и отвез на полотно строящейся дороги. Тем самым он дал начало строительству великого Транссиба. В тот же день состоялась торжественная закладка Владивостокского железнодорожного вокзала.
Здание ж/д вокзала открыли в 1894 году. Уже через 18 лет началась его реконструкция, которую доверили Плансону. Открытие обновленного вокзала состоялось 7 февраля 1912 года. В таком виде железнодорожный вокзал знаем и мы с вами.