Контейнеры для сбора мусора, треугольник для пластика и большой желтый ящик со странной надписью «Фешн юродивый» – так сегодня выглядит одна из помоек в районе Эгершельда во Владивостоке. Указания на ящике призывают кидать в него ненужную одежду и полезные вещи.
Идея использовать повторно выброшенные вещи не нова. Известные магазины, такие как, например, H&M, принимают старую, ненужную и потрепанную одежду, которая в дальнейшем отправляется на переработку или в секонд-хенды (если состояние позволяет). Только если девиз H&M: «Не дайте моде превратиться в мусор», то «Фешн юродивый» скорее из мусора делает моду.
Предприниматели из коробки
Организаторы «Фешн юродивый» – несколько молодых ребят. Пару лет назад таких бы назвали хипстерами с той лишь разницей, что последние порой отдают немалые деньги за одежду, которая выглядит как с помойки, а одежда на наших героях на самом деле была выброшена в мусорный бак. Ребята наперебой рассказывают о последних находках – почти новая кофточка, колье, планшет. В группе проекта в сети «ВКонтакте» альбом с фотографиями вещей, найденных на помойке: каска, часы, вешалки, почти рабочий холодильник, шарфы, платья, пиджаки. Желающие оставляют комментарии, вещи расходятся по свободной цене.
«Фешн юродивый» образовался несколько лет назад, когда музыкант, художник и безработный Алексей Круткин с работницей на тот момент Центра современного искусства «Заря» (а ныне администратором музея «Артэтаж») Татьяной Олгесашвили заселились в квартиру знакомых и решили очистить ее от накопившегося хлама.
«Там было много барахла и одежды, которые мы решили выкинуть. Начали выносить нормальные вещи в подъезд и писать на них: «Подарки». А потом однажды я нашел на помойке эту аляску, – Алексей показывает на свою куртку. – И удивился, какие классные вещи валяются на помойке».
Ребята стали собирать интересную, на их взгляд, одежду, продавать за свободную цену, обменивать или просто отдавать. В какой-то момент коллекция «ФЮ» стала пополняться брендовыми вещами. Одежда расходилась в основном внутри тусовки – друзей и знакомых, дизайнеров и художников. Проект стал расширяться и выходить за пределы группы в социальных сетях. В баре «Контрабанда», который находился в то время во дворике Малого ГУМа, в самом центре Владивостока, были установлены стойка с одеждой и ящик.
«Берешь вещи, меришь, платишь сколько хочешь и забираешь. Сначала мы приносили вещи, потом они стали появляться сами. Мы назвали это автоматической системой продаж», – рассказывает Алексей.
Потом вешалка «ФЮ» появилась в «Коробке». Так называлось пространство на Миллионке, где проводились домашние публичные вечеринки, какое-то время располагалось котокафе и магазин с изделиями от местных художников. Этим летом проект переехал на улицу Полевую, в гараж к одной из участниц проекта Наталье Коробке. В том же районе был установлен первый контейнер для сбора ненужных вещей, который теперь регулярно пополняют местные жители.
«На установку ящика нас подтолкнул анализ подобных проектов, – рассказывает Наталья. – Но в других городах, в западной части страны, где такие ящики стоят не на улице, а в торговых центрах, это скорее вовремя созревший экономический проект, который закрывает одновременно и благотворительное направление, и коммерческое. А у нас своя интересная владивостокская история».
Своя история
Гараж на задворках Эгершельда участники проекта называют региональным отделением «Фешн юродивого» и считают, что это еще и ценная туристическая точка, альтернатива или дополнение к стандартному туристическому маршруту.
«Здесь может быть целая экскурсия, – уверена Наталья. – Все боятся места, где расположен этот гараж, но это ошибочно. Сюда можно приехать, прогуляться на батарею, откуда открывается чудесный вид, к памятнику героям Хасана, где не ловят сеть телефоны и царит какая-то особенная тишина. Попадаешь словно в другой мир».
Социальный экофешн
А в конце октября, к своему удивлению, участники «ФЮ» стали почти социальными предпринимателями и организаторами социального проекта. С подачи Натальи они отправили заявку на конкурс грантов «Молодежная инициатива», оказались в числе пяти финалистов и выиграли 60 тысяч рублей на реализацию своего проекта. Среди проектов по популяризации поэзии, организации экстрим-фестиваля и проведению уроков ремонта велосипедов «Фешн юродивый» смотрелся поначалу нелепо и смешно.
«Нам говорили: поменяйте название. А вы поменяйте свою голову! Ведь цепляющее название даже с предпринимательской точки зрения важно», – говорит Наталья.
С презентацией перед комиссией выступала Екатерина Данилина – соучастница «ФЮ», диджей, smm-менеджер, продавец-консультант в магазине одежды и недоучившийся дизайнер костюмов. «Фешн юродивый» представили как социально-экологический проект по сбору вещей и их переработке для дальнейшего использования и придания им второй жизни.
«Когда мы подали заявку, я ни на что не рассчитывала. Так, прийти себя показать, посмотреть, что люди делают в городе. Но люди поняли, что мы классную тему двигаем, которая уже есть везде. А Владивосток – динамичный, развивающийся город, практически столица Дальнего Востока, а такого здесь нет. Да и вообще много чего нет в плане городского благоустройства и прививания культуры горожанам», – считает Екатерина.
Если раньше участникам «ФЮ» удавалось претворять свои затеи в жизнь собственными силами, то на выигранные деньги уже построены глобальные планы.
«У нас разработана целая стратегия, – рассказывает Екатерина. – По плану – установка ящиков для сбора одежды по всему городу. В каждом районе – по ящику, а в центре - два, возле самых «топовых» помоек. Если получится, то это будут даже не ящики, а настоящие арт-объекты в виде стиральных машинок. Еще мы работаем над созданием коллекции одежды. У нас накопилось очень много каких-то рваных или с пятнами вещей, которые можно использовать. Мы собрали группу дизайнеров, которые будут этим заниматься. Фешн-показ будет проходить 15 ноября в «Артэтаже». Возможно, еще будут какие-то инсталляции. Хотим, например, сделать огромный джинсовый ковер. Если хватит материала, то это будет подиум из старых джинсов. В рамках показа еще думаем провести аукцион».
Начавшись как малоизвестное андеграундное мероприятие, «Фешн юродивый» вдруг продолжился как настоящий социальный проект, который одновременно нацелился на продвижение идей антиконсьюмеризма, помощь нуждающимся и создание площадки для творчества местных художников.
«Мы, как «Эппл», начинали с гаража, – смеется Екатерина. – Или Вивьен Вествуд, которая собирала по секонд-хендам вещи и переделывала их, популяризировала панк-стиль. А у нас свой панк-стиль, фешн юродивый».