Об основных проблемах Владивостока, стратегическом развитии города, особенностях муниципального управления и миссии «серого дома» глава города Виталий Веркеенко рассказал в интервью ТАСС.
– Виталий Васильевич, спустя три месяца на должности главы города все еще актуальным остается вопрос, почему вы решились на этот шаг. Вы известны как успешный бизнесмен с незапятнанной репутацией, у вас хорошая семья, успешные проекты, и вдруг мэр Владивостока – непростая должность! Чего вам не хватало, почему решились и готовы ли вы к тому, что здесь происходит?
– Несмотря на свое профильное образование в сфере государственного муниципального управления, я никогда не хотел стать чиновником и не просто утверждаю, что я не чиновник, но и уверен, что я им и не стану. Может быть, к сожалению многих. На этот шаг я пошел, потому что муниципальный служащий работает по другому закону, 131 ФЗ. Я воспринимаю эту работу как работу управляющего, менеджера, который ограничен рядом законодательных актов, но и имеет право принятия решений.
Я имею опыт работы в администрации края, участвовал в создании системы проектного управления. Но хотел тогда несколько шире поступить – переформатировать вообще орган государственной власти. Чтобы все люди в «белом доме» поняли: а их миссия в чем? Когда мы собирали вице-губернаторов, я задавал этот вопрос: «Вы эффективной орган государственной власти или инструмент создания комфортных условий жизни на территории? Как вы себя ощущаете?». Это был хороший жизненный опыт. Я стал понимать, как думает чиновник, почему он говорит «нет» или «да» в редких случаях. Понял ход мыслей, причины и мотивацию принятия решений.
Основную миссию «серого дома» я вижу все-таки не в четком выполнении конкретных функций, а в том, чтобы сделать жизнь в городе лучше. Трансформировать работу с процесса на результат.
– Вы обозначили бюджет основной проблемой Владивостока. Кто является его основным донором и на что тратятся деньги?
– Бюджет расходов на 2018 год составляет 12,600 миллиарда рублей, еще 400 миллионов уходит на оплату городских кредитов. Основная статья доходов – это НДФЛ, который платят городские предприятия. 15% от 13% НДФЛ поступает в городской бюджет, и это бОльшая часть доходов Владивостока. Поэтому чем больше людей трудоустроено на предприятиях Владивостока, чем выше у них заработная плата («белая», разумеется), тем больше средств на то, чтобы сделать жизнь в городе лучше. И я буду вести такую работу с работодателями города. Вторая значимая часть доходов городского бюджета – это аренда муниципального имущества, которого у города, честно говоря, немного осталось. Зачастую арендные ставки для коммерческих предприятий не соответствуют рыночным, но есть и такие случаи, когда цена завышена в разы. Кроме того, на сегодняшний день арендаторы задолжали краевому центру порядка шести миллиардов рублей. Я поручил провести мониторинг в этой сфере и пересмотреть ставки справедливым образом. Вижу, что многие муниципальные предприятия, имея это имущество в операционном управлении, не всегда рационально им распоряжаются. Необходимо сделать их работу более эффективной.
Одна из моих задач как главы города – увеличение бюджета и оптимизация расходной части. Пока городской бюджет – это даже не одеяло, а носовой платок, который куда ни натягивай, все равно что-то замерзнет. Мы вынуждены перетягивать этот платок, чтобы закрыть приоритетные, жизненно необходимые задачи.
Сейчас 53% бюджета составляют расходы на социально-культурную сферу: образование, культуру и спорт. Большая часть этой суммы, 75%, идет на зарплаты педагогов школ и детских садов. Около 15% бюджета – расходы на ремонт и содержание автомобильных дорог, благоустройство, озеленение и освещение городских территорий. Далее расходы на капитальный ремонт, обслуживание муниципального долга, организацию электро-, тепло- и водоснабжения населения, социальную политику, транспортное обслуживание населения и т. д.
А нужно еще отремонтировать подпорные стенки и лестницы, построить новые дороги и развязки, новые школы и детские сады, расселить аварийное жилье и сделать другие очень важные вещи. Я часто привожу пример: если разделить суммарный бюджет Владивостока на количество жителей, 633 тысячи человек, и на 12 месяцев, получается около 1700 рублей в месяц на человека. А должно быть не менее 20 тысяч при условии, что вся необходимая социальная, инженерная и транспортная инфраструктура уже создана. Поэтому моя стратегическая задача – это увеличение доходов городского бюджета.
Пока же по многим вопросам я буду обращаться к жителям с вопросом, что важнее и приоритетнее. Для этого мы работаем над проектом «Открытый бюджет», он будет доступен на новом сайте администрации Владивостока, который мы запустим уже в апреле. Это будет полноценный портал, через который будет строиться открытая и эффективная коммуникация жителей и власти. Уже работаем над его созданием, запускать будем поэтапно.
– Вы много встречаетесь с жителями, для того чтобы получить информацию напрямую. О чем говорят владивостокцы? Каковы основные проблемы города глазами горожан?
– Большая часть вопросов касается благоустройства города: отсутствия тротуаров, остановок, пешеходных переходов, лавочек и урн, спортивных и детских площадок и т. д. У городского управления дорог и благоустройства сотни таких неисполненных поручений. Хотя такие небольшие вопросы городского хозяйства, серьезно влияющие на качество жизни, можно решать быстро. За счет создания мобильных бригад, которые будут оперативно отрабатывать такие заявки от административно-территориальных управлений.
В этом же блоке – удручающее состояние лестниц и подпорных стен. Их в городе более тысячи, точную ревизию никто не проводил, работают по исполнительным листам. Поручил провести инвентаризацию, и нужно будет серьезно заняться этой проблемой, создадим отдельную программу.
Работа общественного транспорта. Очень много жалоб от жителей. Приоритеты изменений уже обозначал, соответствующие кадровые назначения тоже. И мы понимаем, как сделать так, чтобы автобусы в городе ходили по расписанию, а не сбегали с маршрутов после часа пик. Контракты у коммерческих перевозчиков заканчиваются в апреле следующего года, и новые требования будут более жесткими в части качества обслуживания и техники. В этом поможем через разработку лизинговых программ для обновления автобусного парка.
Капитальный ремонт многоквартирных домов. Владивосток – один из двух городов в России, где капремонт стал обязанностью муниципалитета, а не управляющих компаний. В результате город одномоментно получил долги в пять миллиардов рублей. Правоохранительным органам еще предстоит разобраться с этим вопросом... Половина из этой суммы уже выплачена, еще столько же нам предстоит погасить.
Беспорядочная, хаотичная, точечная застройка. Градостроительная чехарда последних лет привела к тому, что красивейший город превратился в непроходимые каменные джунгли. Новый генеральный план и правила землепользования и застройки остановят эту ситуацию. Кроме того, сейчас для застройщиков стал обязательным проект планировки. То есть, прежде чем строить, они должны найти ответы на вопросы, а достаточно ли в этом районе инженерных мощностей, социальной инфраструктуры, где будет тротуар, где остановка общественного транспорта и т. д., а также будут вынуждены строго соблюдать требования по парковочным местам и озеленению.
Я действительно понимаю, с какими проблемами сталкиваются предприниматели. И готов оказывать любую помощь проектам, улучшающим жизнь во Владивостоке. Но некоторые из них «включают дурака», камуфлируя под нужные городу проекты механизмы зарабатывания денег для конкретной группы лиц, вредящие городу и его жителям. Стараются формально подогнать проект под требования в виде парковок напротив входа или озеленения на 23-м этаже, а потом удивляются отказам. Доверие должно быть обоюдным.
Дороги. Одна сторона проблемы – это транспортная загруженность, пробки и отсутствие парковок. Мы сейчас реализуем комплексную программу по минимизации заторов на дорогах города. Важно развязать движение в центре и особенно в микрорайоне Эгершельд. На прошлой неделе был с рабочим визитом в торговом порту, обсуждали с руководством возможность открытия в том или ином виде проезда через порт. Публичный сервитут, право проезда для смежных собственников, документально существовал до 2008 года. Ограничения в части беспрепятственного прохода и проезда через порт были установлены при оформлении этого участка в собственность. Моя задача – найти возможность партнерских взаимоотношений с предприятиями, работающими на территории города, и, не нарушая производственный процесс в порту, дать возможность городу вздохнуть.
Портовые мощности ВМТП серьезно загружены, и это не может не радовать, порт уходит от генеральных грузов, делая ставку на контейнеры, и это в интересах города, но этот грузопоток выливается на улицы Владивостока, серьезно осложняя транспортную обстановку на дорогах. Эту проблему способна решить кольцевая автодорога, тогда большегрузы будут уходить на объездную через Русский, минуя центр города. Но это стратегическая задача. Что касается тактики, рассматриваем различные варианты, как расшить это узкое место и улучшить движение путем восстановления публичного сервитута в интересах жителей города и, возможно, проезда через территорию МГУ имени Невельского. Предметно обсудим с руководством вуза на этой неделе.
Еще что касается тактики – наладим работу светофоров на Эгершельде, сделаем надземные пешеходные переходы, чтобы по возможности не тормозить трафик и обезопасить пешеходов. Это и в целом города касается.
Второй вопрос – это качество дорожного покрытия, разметки и ремонт дорог. Ежегодно на эти цели из городского бюджета выделяется более 1,2 миллиарда рублей, но асфальт каждый год тает вместе со снегом. Качество работ оставляет желать лучшего. Экономия на «подушке» приводит к быстрому разрушению дорожного полотна. Я строил спортивные треки категории А и хорошо знаком с технологией. Будем тщательно контролировать работу подрядчиков, в том числе с привлечением общественности и экспертов. Люди могут сообщить, работает ли подрядчик, а не как в прошлом году – разрыли весь город и бросили. А эксперты – соблюдается ли технология укладки.
– Как вы видите развитие Владивостока?
– Я вижу Владивосток будущего. Это полицентричный город, сохранивший уникальную историческую часть. Несколько районов могут вырасти в другой архитектурной концепции, что украсит город, соединив историю и современность. В нем расставлены и новые архитектурные акценты, такие как современный и экологичный рыбный рынок в центре города, как площадь, продленная до морского вокзала, кольцевая автодорога и новый деловой центр. Я разделяю концепцию, предложенную ведущими мировыми экспертами из Японии. Вижу образ будущего, но, для того чтобы построить свою программу и план действий, я должен действовать системно и комплексно. Меня часто подталкивают к быстрым действиям и пытаются подвести к отсечке, 100 дней, 200 дней, да хоть 384 с половиной – процесс изменения происходит иначе.
Придя к управлению серьезным кораблем, сначала нужно понять, какие у него рычаги управления, какая силовая установка, что за команда. Если сразу «полный вперед», так можно и вместе с пирсом в море отойти или выпустить ракету в неизвестном направлении. Поэтому первый этап – всегда погружение. «Ну так а теперь куда идем?!» – спрашивают меня. Подождите, теперь – идеология, это базис. Когда мы поняли, ага, мы пароход, мы находимся на море, у нас такой-то тип вооружения, надо понять, зачем мы. Нужен базис, ценностные ориентиры, под которые подстраивается или подбирается команда. Основные приоритеты я уже обозначал: это порядочность, профессионализм, ответственность и организованность. Я хочу понять, готовы ли люди работать в этой парадигме или нет. Потом, когда команда подобрана, определяется стратегия, цели и задачи, потом контрольные функции, и поехали.
Мои действия часто кажутся неожиданными и нелогичными, но они всегда направлены на результат. Нужно лишь сменить угол зрения. Знаете, моя мама одно время работала в военном штабе специалистом, который описывает координаты целей и высот на стекле для командования, находящегося по другую сторону. Пишет задом наперед, и с этой стороны кажется, что за абракадабра. Но вот с той стороны все понятно, ясно, что летит самолет, и виден маршрут.
– Как вы относитесь к критике? На этой должности она, похоже, неизбежна.
– Я понимаю желание горожан получить все и быстро, мало кто вникает в ограничения в плане бюджета, времени и полномочий. Но нужно доверять друг другу и понимать, что справедливые решения принимаются. Я действительно люблю Владивосток и хочу сделать его жизнь лучше. В этой работе меня мотивирует поддержка жителей. Важно убрать и противостояние с ними. Сейчас ситуация выглядит так: одни нападают, другие защищаются и огрызаются. Зачем? Нужно выстроить открытый диалог с горожанами и общественными организациями. Восстановить доверие. Над имиджем «серого дома» также работаем.
С другой стороны, я прекрасно понимаю, что некоторым выгодно критиковать власть, для того чтобы манипулировать управлением. Зачем поддерживать главу, который борется с коррупцией и механизмами отжима из города последних соков? Априори понятно, что не все готовы принять мои моральные принципы и требования не красть, не мусорить и т. д. Но критика не повод и не оправдание оставить все как есть. Нужно искать механизмы и пути изменения. Знаете, по поводу многих задач мне говорят: это невозможно. Но я человек, не имеющий стереотипов.