Ровно 25 лет назад, 1 июня 1993 года, в Приморье, как и повсюду в России, появился отряд милиции особого назначения – ОМОН. В XXI веке спецподразделение видоизменило свое название: после переименования милиции в полици. Аббревиатура становилась неблагозвучной, поэтому заменили второе слово, и получился «отряд мобильного особого назначения». С некоторых пор ОМОН стал составной частью Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации. Впрочем, на работу и жизнь спецназовцев подобные перемены не влияют. Корр. PRIMPRESS пообщался с бойцом ОМОНа, который рассказал о специфике службы, основных задачах и командировках в горячие точки.
– Родился я во Владивостоке. Учился в университете по строительной специальности. В армии служил в спецназе ГРУ. После этого твердо решил связать свою жизнь со службой. В итоге попал в правоохранительное спецподразделение, - в описании своего дослужебного периода Сергей был краток.
– ГРУ - мечта многих парней, наверное, в отличие от ОМОНа...
– Спецназовец ГРУ - это узкая специальность разведчика. Там перед личным составом стоят крайне специфические задачи. У ОМОНовцев и задачи шире, и ответственность другая.
- Какой он, среднестастический боец ОМОНа?
– Большинство сотрудников отряда профессионально занимаются спортом, при этом у каждого есть свое хобби. В основном мои сослуживцы интересные и разносторонние люди.
– Сергей, опишите ваш рабочий день.
– Подъем в шесть утра. Бывают ситуации, когда поднимают ночью. После зарядки завтрак и путь на работу. Ежедневно нас осматривает доктор. На разводе до бойцов доводят оперативную обстановку по краю и городу. После я иду в спортзал, где отрабатываю приемы борьбы. Это обязательная часть нашей службы. В среднем на спортзал у сотрудника уходит два часа ежедневно. Обед. Далее следует теоретическая подготовка: изучение приказов, законов, тренировки по оказанию медпомощи. Можно сказать, что боец все время обучается и оттачивает свои навыки.
Бойцов нашего подразделения задействуют для пресечения различных преступлений. Например, прошлой осенью мы выезжали на задержание жителя Владивостока, который в состоянии алкогольного опьянения начал стрелять по людям из травматического оружия. Был вызов в Хасанский район, где браконьеры открыли стрельбу. Бойцы ОМОНа выезжают туда, где требуется специальная подготовка и силовое сопровождение при проведении операций.
– Бывали ли вы в горячих точках?
– За шесть лет службы я три раза был в командировке на территории Северо-Кавказского региона. Там возникают в принципе такие же ситуации, как и здесь. Однако население отличается. У них свои порядки, традиции. С этими нюансами быстро знакомишься после прибытия. В последней командировке мы дислоцировались на границе с Грузией, где сотрудничали с пограничниками. В основном работали в лесу и горной местности, ходили в рейды и проводили мероприятия, направленные на поиск складов с оружием и розыск боевиков. Командировка – это период круглосуточного нахождения в состоянии боевой готовности.
– Чем отличается работа ОМОНа, например, от СОБРа и других отрядов специального назначения?
– Задачи перед ОМОНом и СОБРом стоят, на первый взгляд, схожие, но СОБР чаще задействуется при проведении операций против вооруженных преступников. Изначально ОМОН обеспечивал прикрытие сотрудников милиции общественной безопасности, а СОБР – сотрудников криминальной милиции. У ОМОНа спектр задач шире, поэтому и привлекают нас чаще. За прошедший год мы выполнили более 720 спецмероприятий. Они и мы – часть правоохранительной системы. Первостепенная задача нашего подразделения – обеспечивать безопасность мирных жителей и жизнедеятельность города. Можно отметить, что после перехода в Росгвардию нас стали чаще задействовать в городе.
– Интересно, ваш отряд укомплектован полностью или требуются новые бойцы?
– Вот именно сейчас мы ищем новых бойцов! Как я сказал, нас все чаще привлекают к выполнению различных заданий. Наверное, поэтому численность ОМОНа увеличили. У желающих есть реальная возможность вступить в наши ряды. Вакансии пока еще есть. Необходимы хорошее здоровье, образование не ниже среднего и прохождение армейской службы. Могу сказать, что самое сложное для кандидатов – это пройти полиграф и психолога. Из каждых 10 человек на службу поступают 2–3.