В современном городе уличная еда – это не просто система быстрого и вредного для здоровья общественного питания. Это настоящее культурное явление и туристический фактор, ведь в каждом регионе уличная еда особенная. Общепризнанно, что одним из символов Владивостока является пян-се, однако сомнительного происхождения шаурма, пирожки и те же хот-доги – основной ассортимент местного стритфуда, пишет KONKURENT.RU.
Как отмечают эксперты, в настоящее время Владивосток переживает бум данного сегмента общепита. Рынок уличный еды прирастает в разы, но ему не хватает внятных участников и четких правил игры.
Проблема номер один, разумеется, земельная, суть ее в отсутствии подходящих, т. е. должным образом подготовленных для цивилизованной торговли мест.
«Во Владивостоке по большей части главный трафик проходит возле остановочных комплексов, каких-то дорог, где особенно тяжело получить землю в аренду. Плюс накладывает ограничения так называемый гостевой маршрут, утвержденный еще к саммиту АТЭС, куда включено почти 2/3 города. Это частое основание для отказа в предоставлении площадей под размещение нестационарного торгового объекта», – рассказывает Андрей Водеников, координатор федеральной коалиции киоскеров по Владивостоку.
Владельцы киосков также отмечают высокие цены на аренду участка. Так, участок 20 кв. м на трассе рядом с остановкой общественного транспорта «Катерная» можно арендовать за 20 тысяч рублей. За эту же сумму на Океанском проспекте можно арендовать только 8 кв. м.
Однако арендная ставка не является большой проблемой для бизнеса, гораздо более сложный вопрос касается инженерных сетей и коммуникаций.
«Для малого и микробизнеса провести электричество – это зачастую неподъемная сумма, которая практически равна стоимости самой конструкции. Как тянуть кабель, нужно ли тянуть его через опоры, зависит от места. Помню, мы платили даже за аренду каждого столба, через которые проходил наш провод. А год назад за подключение новой точки отдали 150 тысяч рублей. Автономные системы тоже не выход. Установка генератора выливается в бешеные расходы», – отмечает Андрей Водеников.
Другой проблемой стритфуда является ассортимент. Приморская уличная еда слабо отражает местный колорит. Впрочем, дело не столько в подходе и вкусах предпринимателей, сколько в том, что местными прохожими востребована недорогая и простая продукция, а чтобы популяризировать премиум-стритфуд, нечто исконно русское или выпадающее из общих стереотипов о шаурме, гамбургерах и хот-догах, нужна смелость, которая во всех смыслах далеко не каждому по карману. К примеру, блинный или «здоровый вегетарианский» стритфуд не прижился на приморском рынке. Шаурма на улицах до сих пор вне конкуренции.
Андрей Аракян, совладелец торговой точки по продаже шаурмы на Луговой, дал нам ПОЛНЫЙ РАСКЛАД ДЛЯ ИНВЕСТОРА образца 2018 г.: «Главное – купить гриль для жарки мяса. Он обойдется примерно в 50 тыс. рублей, хотя можно взять и дешевле. Холодильник – восемь тысяч, еще три тысячи – кухонный инвентарь плюс водонагреватель, мойка и микроволновка – это еще тысяч 25. Весь комплект, думаю, можно взять тысяч за 170. Все инвестиции составят тысяч 350. Лепешки и лаваш покупаем готовые, овощи берем на базе. На одной точке могут работать два человека. При себестоимости шаурмы 70 рублей ее розничная цена составляет 150-170 рублей».
По словам Аракяна, торговая точка не приносит ему и 100 тыс. рублей в месяц, а делать кассу помогают некие сопутствующие товары. Чтобы иметь приличную прибыль, по подсчетам нашего собеседника, объем производства должен составлять не меньше тысячи штук продукта в день. В таком случае вы должны создать полноценное мини-предприятие с собственным производством и логистикой, ведь торговая точка для прокрутки фарша не подходит.
В последнее время горожане могут наблюдать на набережной Спортивной гавани и в других местах отдыха фудтраки – кафе-фургон с мобильной кухней. По словам экспертов, это «очень сезонная история», она целесообразна только при диверсификации бизнеса.
«Фургон можно использовать круглогодично, – уверяет одна из владелиц «кафе на колесах». – Обслуживать различные массовые мероприятия, корпоративы, заниматься кейтерингом». Тем не менее зимний период накладывает ограничения. Короткий сезон – одна из основных причин, по которой рынок стритфуда во Владивостоке никогда не будет похож, к примеру, на тайский с его вечными ароматами еды, витающими по улицам Пхукета и Паттайи.
«Нужен какой-то отчаянный или очень продуманный игрок, который зашел бы в эту нишу с серьезными инвестициями. Потому что одна точка стритфуда – это ничто. Во Владивостоке таких игроков пока единицы. Стритфуд – совсем непростая история. Любая точка общественного питания, будь она на колесах или нет, – это место, где должны строго соблюдаться санитарные нормы. Как и что готовить, как торговать, как решать вопросы с поставщиками, хранением продуктов, кто будет вести бухгалтерский учет, что делать с «Меркурием» и онлайн-кассами – это целая история. Для которой идеи «пожарить пирожки» недостаточно», – отмечает Эдуард Рябкин, ресторатор.