2016-07-13T13:00:28+10:00 2016-07-13T13:00:28+10:00

Ольга Маркова: «Человек с большой камерой – не всегда фотограф»

Разговор о творчестве, стиле, фотографии и жителях Приморья

13 июля 2016, 13:00
Анна Коростелева

Фото: PRIMPRESS
Фото: PRIMPRESS | Ольга Маркова: «Человек с большой камерой – не всегда фотограф»

Имя Ольги Марковой можно часто встретить в глянцевых журналах, на интернет-порталах, услышать в не менее глянцевых разговорах: о фото, стиле, моде и искусстве (посмотреть примеры ее работ можно здесь). Мы слышали это имя не менее десятка раз, пока не решились пригласить Ольгу на чашечку кофе и узнать без прикрас – кто есть фотограф? Сколько реально стоят услуги этого специалиста? Как стать модным и войти в топ лучших авторов. Оля нам не отказала.

- Оля, у нас же так много фотографов. Куда ни глянь, везде люди с большими объективами. Как ты видишь рынок фотографии изнутри?

- Конечно, рынок стал очень большим. Думаю, что все востребованные сферы услуг жалуются на переизбыток предложения. Юристы говорят, что каждый второй – юрист. Я оканчивала экономический, и казалось, что каждый второй – экономист. Сейчас многие считают, что каждый второй – фотограф. Есть даже мнение, что фотографом себя называет любой, кто приобрел большую камеру.

- А это не так? Человек с большой камерой – не всегда фотограф?

- Далеко не всегда, хотя бывают и такие случаи. Ведь не каждый человек со скрипкой будет считаться скрипачом. И не каждый со скальпелем – хирургом. Но не все разделяют это мнение, и, приобретая камеру, называют себя профессиональными фотографами. Это, конечно, печально, но что поделать – есть и такие факты. Но я к этому спокойно отношусь. Пусть каждый находит себя сам.

- Фотография сейчас действительно настолько востребована, что есть такой ажиотаж покупать камеры и быстро их окупать? Цель оправдывает средства?

- Если рынок растет, значит, это востребовано. Я не могу сказать за других, но могу привести простой пример: когда я начинала фотографировать, было около 30 зарегистрированных на популярных порталах фотографов. Сейчас их не менее пятисот. Если рынок растет такими темпами, значит, конечно, эти услуги востребованы. Я же экономист (смеется).

- В каком году ты начинала?

- В 2008-м. Это значит, что за восемь лет предложение выросло почти в 20 раз.

- Как думаешь, за счет чего?

- Мне кажется, за счет развития социальных сетей, возросшего потока информации и, конечно, появления моды на фотографию. Век технологий на дворе! Раньше, допустим, магазины или кафе не считали, что фото – это то, чему нужно уделять пристальное внимание. Они думали, что сами могут снять свой интерьер, меню. Сейчас же очень популярны фуд-фотографии, хотя несколько лет назад люди и представить не могли, что за фото одной позиции в меню они отдадут от пятисот до двух с половиной тысяч рублей профессионалу. Времена изменились. Есть люди, которые только этим и живут и делают действительно красивые вещи.

Учение, свет, кастрюля

- Если человек с большим фотоаппаратом не всегда профессионал, в чем же тогда залог успешного фото?

- Есть одна очень старая байка у фотографов: «Спрашивают: ой, как вы красиво сфотографировали, у вас, наверное, очень дорогая камера? А им отвечают: ой, как вы вкусно приготовили, у вас, наверное, очень дорогая кастрюля».

- Если качество фото не в «кастрюле», то в чем же?

- Сложный вопрос. Критерии пользователя довольно просты: нравится – не нравится. Критерии модели, для которой ты делаешь эту съемку, тоже. А вот профессиональные способы оценки – сложные, хотя, я считаю, они не всегда объективны и нередко расходятся с потребностями клиента.

- Это как? Ведь профессионалы лучше разбираются в технических параметрах?

- Технике при желании может научиться каждый за год: от настроек фотоаппарата до сложных световых схем. Другой вопрос – как ты можешь через фотографию передать чувства, эмоции, ощущения. Вот он, критерий и пользователей, и профессионалов: фотография не должна врать. Наигранность видна, она чувствуется в плохой фотографии. Потребитель может просто называть это по-разному или вообще не называть – просто не нравится, и все. Если затрагивать техническую сторону вопроса, то залог удачной фотографии – это красивый свет и эмоциональная составляющая кадра.

- А видение кадра – этому можно научиться?

- Я думаю, что все-таки можно. Надо воспитывать в себе вкус, отношение к жизни. Профессионализм, по-моему, и есть способность учиться, развиваться, совершенствоваться непрерывно в рамках своей профессии. От настроя и личных качеств фотографа очень многое зависит: ты снимаешь людей такими, какими их видишь. Если ты добрый, открытый и видишь только лучшие черты в людях – ты их заносишь в историю и на камеру. Если же нет, ты видишь недостатки – фото будут плохими.

- Ты во всех людях видишь прекрасное?

- Да. Я этому училась, этим и живу. Вот человек по улице идет и улыбается, от него веет позитивом, он всех им заряжает. Если такой фотограф, то у него и снимки счастливые.

- Значит, все-таки профессионального фотографа от непрофессионального отличает уровень образования?

- По своему опыту могу сказать, что у меня не было образования по фотографии, да и какого-то мегаталанта тоже не было. Все пришло с опытом и именно с обучением. Конечно же, приобретя камеру, я думала, что сразу же все смогу, но после первых же съемок поняла, что мне очень далеко до какого-либо уровня. Тогда я сразу начала учиться, посещать мастер-классы, старалась много снимать. Тем не менее, глядя на свои первые работы, я могу сказать: они ужасны. Поэтому смело могу утверждать, что научиться фотографии может любой целеустремленный человек.

Путь к фотографии

- А есть ли съемки, где надо изобразить не позитив и счастье, а грусть, например? Как тогда должен вести себя фотограф?

- В основном такие кадры делаются во время репортажей, когда нужно запечатлеть момент без личностного участия. В таких условиях сложно работать, надо выключить эмоции и настроить в своей душе камеру, которая строго передаст именно тот колорит, который есть вокруг. У фотожурналистов есть основные правила: по пяти кадрам истории должно быть четко понятно, что происходит, где и когда. Одним из моих кумиров является Сергей Максимишин – самый известный российский фотожурналист. Я несколько раз была на его мастер-классах. Но тем не менее не стала снимать репортажи, поскольку это, наверное, самый сложный жанр в фотографии.

- Как ты пришла вообще к фотографии?

- Случайно (улыбается).

- Ты сразу хотела быть фотографом? Пошла учиться?

- Я училась на экономиста. Потом поработала в банке. Правда, всего полгода. Это была дань диплому. На последних курсах университета я поняла, что не буду работать по специальности, но надо было уже доучиться и пройти практику. А фотографировать и фотографироваться мне нравилось все больше и больше. Тогда у нас еще «мыльницы» были. Особенно я любила снимать закулисье разных концертов, ловить там звезд и делать их портреты - для себя, для личного архива.

- Как ты перешла от мыслей к делу, от хобби к профессии?

- Есть такая теория о том, что, если что-то сильно хочешь, ты принял решение и внутренне готов, это произойдет. Наверное, так было и у меня. После того как я загорелась фотографией, стали образовываться новые знакомства, которые постепенно привели меня к этой профессии. Я познакомилась с таким же увлеченным фотографией человеком. Мы начали вместе снимать, даже принимали участие в различных фототурнирах. Такая была полустуденческая интересная жизнь. В результате я уволилась из банка и на последнюю зарплату купила себе первый «зеркальный» фотоаппарат.

- Как отреагировали на такое решение твои родные?

- Первый месяц я просто боялась им об этом сказать! Я каждый день ходила якобы на работу (смеется), лишь бы родители не заподозрили. С утра выходила из дома, шла гулять и фотографировать, а вечером возвращалась. Не сознавалась до тех пор, пока не устроилась на работу дизайнером по обработке фотографий.

- То есть все-таки тебя взяли на работу «по специальности»?

- Честно говоря, не знаю, как меня взяли. У меня тогда не было ни опыта, ни навыков, ни умений, только амбиции, что я все могу. На самом деле ничего я не могла, и все получалось очень коряво. Но каким-то чудом меня взяли на работу, я смогла набить руку на обработке фотографий и получила тот опыт, который мне позволил уйти в свободное плавание.

- Каким был этот переход? Ты пошла учиться? Или сразу набрала заказов?

- Я поступила во ВГУЭС, там учат фотохудожников и фототехников. Проучилась два года, получила второй диплом и, главное, обрела практику. Нас учили на деле, как правильно снимать не только людей, но и натюрморты, например. В жизни по своей воле я бы их не снимала.

Оценки профессионалом

- Вот я часто слышу: «модный фотограф», «лучший фотограф», «один из лучших». А кто такие звания выдает? Есть какие-то независимые рейтинги? Экспертизы? Как адекватно оценить фотографа?

- Если брать критерии оценки фотографа с точки зрения искусства, я думаю, что сказать о его популярности могут его общественные работы, выставки, сотрудничество с популярными журналами, публикации в изданиях. А вот рейтинги созданы скорее для сферы коммерческой фотографии, не для искусства.

- А какие фотографы из сферы искусства кажутся тебе очень успешными?

- Буквально сегодня я случайно наткнулась на книгу о Питере Лике. Это пейзажный фотограф, который к каждой съемке готовится полгода. Я считаю это высшим пилотажем! Нужно найти точку, дождаться нужной погоды, нужного света, определенного времени года. На выставке-продаже Лимберга его работы печатаются на специальной бумаге, которая светится. И получается, что каждый холст как будто подсвечен. Это очень красиво.

- А все популярные фотографы Владивостока, они же не выставляют свои картины на продажу?

- Нет, это другой вид съемки и работы. Не искусство, а коммерция, как я говорила. И так уже исторически сложилось, что основной признак оценки фотографов у нас – их популярность. Иногда «раскрученность» и активная социальная жизнь специалиста стоит по факту дороже, чем само качество снимков. Есть у нас известные фотографы, у которых абсолютно посредственное качество фото.

- О тебе, кстати, тоже часто говорят, что ты знаменитый и известный фотограф…

- Говорят, но я этому сопротивляюсь. Не считаю это справедливым: я не выигрывала никаких конкурсов, у меня не висят картины в галереях. Меня знают просто потому, что я люблю свою работу, люблю общаться с людьми. Но я все-таки занимаюсь коммерческой фотографией. То есть для себя и для творчества снимаю редко. А всю «известность» мне дарят мои же клиенты, которые довольны, наверное, в большей степени общением.

- Расскажи про студию, ты первая в городе открыла интерьерную фотостудию. И первая же ее закрыла.

- Нет, закрыла не первая (улыбается).

- А как тебе пришла эта идея?

- Она, конечно, слизанная (смеется). Зачем душой кривить и выдавать чьи-то идеи за свои. Мне вообще кажется, что хорошая тактика в бизнесе – смотреть на то, что делают твои западные коллеги и адаптировать это под местные реалии.

- Но людям же нравилось! Зачем закрыла? Особенно перед Новым годом: открываешь социальные сети, а там все в твоей фотостудии, с сердечками в руках.

- Так и должно быть! Помнишь, в детстве у каждого была фотография с зайчиком? У всех советских детей она была! Вот и тут так же: в нашей студии был очень узнаваемый интерьер, и люди просто хотели такие же фото, с такими же сердечками и под елочкой. Это была семейная фотостудия. А фотография для семьи – целое событие, к которому готовятся. Им, правда, нравилось, но нас это не остановило. Ты правильно говоришь - мы открылись первыми, а это не только почетно, но и очень ответственно. После нас как грибы стали появляться другие интерьерные студии, и в определенный момент мы начали им уступать. Мы, конечно, могли сделать лучше и вступить в гонку, но это помещение не позволяло нам этого сделать. Поэтому мы не то чтобы закрылись, а просто приостановили этот проект.

- Будешь ли запускать новые проекты?

- Не знаю, я живу сегодняшним днем. Сейчас, например, запустили студию по продаже постпродукции. То есть это те же фотографии, только нанесенные на холсты, фотокниги, фотокартины. Все, что можно потрогать, пощупать, полистать, – все к нам.

Личные предпочтения

- А что бы ты сама заказала? Повесила бы у себя дома фотохолст?

- Мне в квартиру подойдут только черно-белые холсты. Но я готова разместить только то, с чем меня связывают эмоции, то есть не просто фотографию мегаполиса или моста. Я хочу сфотографировать дворик, в котором я выросла, любимую скамейку. Только снять это хорошо достаточно трудно.

- Почему? У нас же фотогеничный город.

- Очень красивый стал город. У него есть свой характер, о нем узнают все больше людей, мосты сделали его просто очаровательным. Правда, съемкам очень сильно мешают автомобили. Если панорамы еще можно снимать - для этого есть много видовых площадок и точек, можно проснуться пораньше, часов в пять, когда город еще безмятежен, но уже светло, и получатся очень красивые кадры. Но вот снять маленький дворик красиво сложно - они все запаркованы круглосуточно.

- Кстати, многие говорят, что во Владивостоке очень красивые люди. Ты как фотограф это признаешь?

- Я считаю, что все люди во всех городах красивые. Я в них изначально вижу что-то красивое. Ну не видела ни одного человека, на которого посмотришь и подумаешь: некрасивый. Все прекрасны, может, конечно, не подходят под какие-то выдуманные самими же собой шаблоны.

- А что ты делаешь с теми, кто приходит и говорит: поправьте то, хочу быть похожей на того…

- Есть, конечно, разные мнения, но лично мое: я не делаю из людей неузнаваемых. Нельзя сравнивать свои снимки с модельными. Для того чтобы сделать одно фото для журнала, модель (профессиональную) долго красят, гримируют. Если вдруг меня будут фотографировать как модель, мне непременно гример сделает меньше нос, уже скулы. И снимут меня классно, но это буду не я! Такие фото хороши для журнала или рекламы, но не для человека!

- Ты за то, чтобы на фото было все свое? Родное?

- Ну не все! Понятно, что прыщик, который появился вчера, я уберу. Даже грудь немного увеличу, если надо, но если человек это сам заметит, значит, это плохая работа. В общем, если хочешь поменять форму носа – это не ко мне.

- А как люди мистифицируют фотошоп?

- Люди привыкли думать, что это некоторый волшебный инструмент. Но я сразу говорю, что до неузнаваемости менять никого не буду. Так же, как и рисовать макияж. Если визажист это сделает один раз за час, то я буду делать каждое фото по три часа. Зачем? Чувство меры – лучший инструмент профессионального фотографа.

Цена вопроса

- Я задам сложный вопрос. Есть услуги фотографов по 500 рублей в час, есть по 10 тысяч рублей в час. Откуда такой разброс цен? Ценообразование вообще есть?

- Очень простой вопрос. Я же экономист (улыбается). Разброс цен зависит от того, насколько профессионально занимается человек фотографией. Это просто: многим молодым мамочкам покупают крутую камеру, и они сначала снимают своего ребенка, а потом за деньги снимают чужих. Они не задумываются ни над ценообразованием, ни над тем, как обновить технику или поучиться. Ставят 500 рублей в час – и вперед, для них это хобби. У профессиональных фотографов мерки другие. Тут стоимость часа работы начинается от трех-четырех тысяч рублей в час. Все упирается в обновление техники.

- Но ведь технику можно купить один раз?

- При старом курсе доллара комплект оборудования для съемок свадьбы стоил примерно 700 тысяч рублей. Сейчас техника подорожала почти в два раза, а у нее есть срок износа. В среднем раз в 3-4 года ты должен менять аппаратуру, если ты ее часто используешь.

- Ты рассчитывала стоимость одного кадра?

- Да, и этот расчет не включает вообще заработную плату фотографа или обработчика, образование, повышение квалификации. Стоимость одного щелчка камеры – три рубля. Так вот, на средней свадьбе я делаю около пяти тысяч фоток, значит, на 15 тысяч рублей мы просто нащелкали.

- Зачем нужны два фотоаппарата?

- На свадьбе нет права на ошибку. Если сломается одна камера, сразу же есть вторая. За счет двух комплектов техники увеличивается оперативность съемки. У меня на одной камере один объектив, на другой – другой. Есть еще один набор, но все равно я меняю, перекручиваю их в два раза меньше. Щелкать нужно все, потому что это те самые эмоции и моменты, а у тебя больше не будет возможности переснять, поэтому вообще ничего нельзя упускать.

- То есть работа фотографа не такая уж и прибыльная, чтобы за ней так гоняться?

- У меня нет знакомых фотографов, которые берут более пяти тысяч рублей в час за съемку и ездят на дорогих машинах. Это не такое уж и прибыльное дело. Три рубля – лишь щелчок, а есть ведь еще расходы на бензин, обработку фото, время твое. Когда живешь фотографиями, ты же учитываешь то, что тебе нужно за квартиру платить, что-то есть, на маникюр ходить, в конце концов. Кстати, его стоимость превышает часовой доход фотографа.

Свадьба пела и плясала

- Ты перестала снимать свадьбы. Но почему?

- Это уже сложно для меня. И физически, и морально. Физически: 10 часов на ногах, с комплектом оборудования на шее, вес которого почти 15 килограммов. А морально: я на свадьбах переживаю больше, чем молодожены. Со стороны вижу организационные недостатки, вижу волнение других людей. Не все же так идеально, как на фото! Вот, например, просит тебя пара сфотографировать их напротив полянки, а свадьба в шатре, и на полянке полуголый мужик с шашлыками. Конечно, ты этого мужика прикроешь, обойдешь стороной, вырежешь, в конце концов. У тебя нет шанса этого не сделать. А когда ты отсматриваешь фото, про этого мужика помнишь!

- А на свою свадьбу позовешь фотографа?

- Всегда у меня менялось мнение на этот счет. Сначала мне нравилась фешн-фотография и фешн-свадьба, потом – эмоции. Мне хотелось звать разных фотографов, чтобы был разный взгляд. Кто-то увидит портреткой, кто-то возьмет широким углом. Сейчас я точно знаю, что на свадьбе нельзя фотографироваться, то есть полдня кататься и позировать на камеру. Это можно сделать в любой другой день, но не в самый важный. Свадьба – это праздник, общение, друзья, самые лучшие эмоции. Ты должен наслаждаться их обществом, своим состоянием. Должен сделать снимки со всеми родителями, они потом будут в стократ важнее, чем фото на фоне моста.

Новости партнеров

Интервью