Российских студентов могут лишить возможности заочно обучаться на юристов, экономистов и менеджеров по направлению «Государственное и муниципальное управление». В Рособрнадзоре предложили ликвидировать заочное обучение по аналогичным направлениям с 1 сентября 2016 года.
Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора:
- Ограничения будут относиться только к получению первого высшего образования. Те, у кого уже есть диплом вуза, смогут получить второе высшее заочно. Кроме того, запрет не коснется студентов, которые уже начали обучение на «заочке» до вступления в силу предлагаемых изменений. Данная мера позволит повысить качество образования: запрет поможет бороться с так называемыми псевдовузами, где коммерческий прием на «заочку» – один из главных источников дохода.
Предложение Рособрнадзора уже поддержал министр образования Дмитрий Ливанов. В Приморье идею тоже поддерживают, но не все. По мнению согласных с инициативой, заочное обучение не позволяет студентам усваивать в полной мере практические навыки. Оппоненты, напротив, считают, что не все студенты могут позволить себе очное обучение: многие из них поступают на заочное отделение, чтобы совмещать учебу с работой, ведь прокормить себя в век развитого капитализма тем, у кого нет родительской поддержки, не так-то просто.
Максим Кривелевич, доцент кафедры «Финансы и кредит» ШЭН ДВФУ:
- Сам я учился на очном отделении. Поддерживаю инициативу: ликвидация заочного обучения по специальности «экономика» позволит ликвидировать и иллюзию подготовки, имитацию образования, а если не ликвидировать, то, во всяком случае, снизить. Я согласен с тем, что проблемы, имеющиеся в сфере заочного образования, актуальны и для очного: качество образования необходимо повышать. Но есть два метода борьбы с этим: либо повышать качество до мировых стандартов, либо просто упразднять. В случае с заочным образованием решили поступить вторым образом. Не думаю, что метод молотка – лучший выбор, но он все же лучше, чем ничего. Качество подготовки абитуриентов упало. Возьмите два учебника по математике: один – десятилетней давности, а другой – современный, и вы удивитесь тому, насколько сегодня снизились требования. Если такой абитуриент еще и поступит на заочное отделение, он не будет знать практически ничего. Чем отличается заочное от очного? Тем, что очники переживают экзамен практически каждый день и благодаря этому знают предмет, заочники же учат не предмет, они готовятся к экзамену – учат билеты, а не материал. Готовиться к экзамену и получать знания – разные вещи. Кто-то скажет, что в экономике важнее практика, чем обучение, и «заочка» дает возможно и работать, и учиться. Но я скажу, что это смешная попытка приделать ослу хвост: в экономике практика неотделима от теории. Возможно, такой подход актуален для юриспруденции.
По мнению Максима Кривелевича, университетам ничего не будет стоит приспособиться к новым условиям.
- Университеты просто поменяют табличку, и «заочное высшее» превратится в «курсы повышения квалификации», в «курсы профподготовки». Университет – структура с колоссальным запасом адаптации. Другое дело, что от нововведения кто-то может остаться без работы, но это не проблема новвоведения, это проблема способов его реализации.
Татьяна Погорелова, юрист:
- Я обучалась и на очном, и на дистанционном и уверена, что в юриспруденции должно быть как в медицине – только очное образование. Так что инициативу поддерживаю. Проблема дистанционного образования – его бесполезность. Думаю, оно актуально в случае необходимости дополнительного повышения квалификации, но в качестве основного – нет. Нужно слушать, видеть и читать – так знания усваиваются лучше. Тем не менее я уверена, что человек, который действительно хочет учиться, сможет выучиться и на заочном отделении. И наоборот – человек, который ничего не хочет, и на очном будет просто просиживать штаны.
Студенты, обучающиеся на заочных отделениях, придерживаются обратной позиции.
Екатерина Цой, студентка заочного отделения 3-го курса правового обеспечения национальной безопасности РАНХиГС:
- Заочное образование я выбрала для того, чтобы совмещать учебу с работой. Да, мне действительно нужно работать и важно обеспечивать себя. Тем не менее я не считаю, что это мешает мне учиться: на заочном отделении меня мотивируют к самообразованию, и я не могу не изучить весь список литературы, перед тем как сдавать экзамены. Мне нравится, что я могу соблюдать собственный график, занимаясь самообразованием. В то же время на заочном отделении невозможно получить зачет за посещение. А ведь такая практика распространена на очном! Человек может ходить на пары, пропускать все мимо ушей, играть в игры на смартфоне и получить свою тройку просто за то, что он присутствовал. К тому же, если запретят заочное, многие люди потеряют возможность получить высшее образование: кто-то по состоянию здоровья, кто-то – из-за финансовых проблем. Например, со мной учится человек, который постоянно живет на Камчатке и содержит там семью, он просто не может себе позволить переехать сюда, а учиться на Камчатке не хочет, считает, что наш университет дает самое качественное образование в сфере юриспруденции.
В вузах Приморья к нововведению готовиться не спешат: соответствующих распоряжений от Минобразования и науки РФ не поступало ни в ДВФУ, ни во ВГУЭС. Кроме того, оба университета уже знают контрольные цифры приема заочников на бюджетные места, в том числе и по тем специальностям, на которых эту форму обучения хотят упразднить. Как утверждают в университетах, скорее всего, на набор абитуриентов в этом году инициатива не повлияет.