За последние 10 лет Владивосток заметно украсился за счет появления на подпорных стенах монументальной живописи, которую в народе принято называть стрит-артом. Это стало трендом десятилетия. Но на развитие этого направления у городской администрации денег больше нет. Корреспондент PRIMPRESS пообщался с представителями монументального искусства Владивостока.
«Важно понимать, что мы подразумеваем под стрит-артом. Ведь есть разные области творчества: отдельно – граффити, рисунки, которыми молодежные субкультурные группировки хвастаются друг перед другом; отдельно – уличное искусство, или стрит-арт, несанкционированные художественные проекты в городской среде; отдельно – настенные росписи, или муралы, – говорит бывший главный художник Владивостока руководитель объединения «33+1» Павел Шугуров. – Если мы говорим об оформлении города, о его художественном благоустройстве, то это как раз третий тип – настенные росписи. И, к сожалению, после 2012-2014 годов, когда в городе действовала муниципальная программа «Улучшение внешнего облика», их стало создаваться значительно меньше – 2-3 в год и то за счет средств коммерческих организаций, в иных случаях – за счет пожертвований. Бюджет администрации Владивостока сегодня не может себе позволить оплачивать создание новых муралов и, соответственно поддерживать старые. Мы сами видим это: краска на отдельных таких работах облупилась или выгорела на солнце».
И все это происходит в то время, когда у дальневосточной столицы достаточно творческих возможностей и, что немаловажно, площадей.
«Владивосток – это один из самых передовых в этом смысле городов России, – отмечает участник и руководитель проектов мастерской монументального искусства «Квадролампа» Захар Воробьев. – Это связано с тем, что ни один российский город не может похвастаться такими площадями и объемами подпорных стен, а также ландшафтом. Во Владивостоке он самый подходящий. Мы имеем холсты, огромные, гигантские холсты, на которых можно создавать эти предметы искусства. Ни Москва, ни Питер, ни города центральной части России – там просто нет таких площадей. В первую очередь развитие стрит-арта во Владивостоке связано с наличием такого уникального рельефа».
Казалось бы, при наличии таких рабочих площадей рисуй – не хочу, но не все так просто.
«Когда стрит-арт грамотно вписан в среду, то сам этот объект создает некую атмосферу, задает тон, настроение, – говорит Захар Воробьев. – Если арт-объекты не вписаны в среду, значит, они ей не помогают, а как бы ломают ее. Не среда должна подстраиваться под объект, а объект создается под среду». Иными словами, роспись разрабатывается исходя из особенностей района, в котором она будет размещена, целей и задач, которая она должна нести.
По словам Павла Шугурова, в краевом центре в настоящее время работает порядка 20 художников, занимающихся непосредственно монументально-декоративной живописью. Это пять творческих объединений. Разумеется, это коммерческие организации, а это значит, что стоимость выполнения масштабных настенных росписей на подпорных стенах и фасадах домов – это не только смета на расходные материалы. Это и стоимость подготовки стены к нанесению краски, стоимость аренды специальной подъемной техники и, конечно, стоимость мастерства художника. Пожалуй, последний пункт в этом перечне наиболее существенно влияет на ценник. Павел Шугуров приводит следующие цифры: «Реконструкция подпорной стены стоит приблизительно 30-50 миллионов рублей. Практически все эти инженерные сооружения во Владивостоке нуждаются именно в реконструкции, демонтаже того, что есть, устройстве нового водоотведения и строительстве нового объекта. Тогда грунтовые воды не будут просачиваться через бетон и не будут отваливаться куски штукатурки и краска. Стоимость росписи средней подпорной стены, исходя из стоимости 1000 рублей за 1 кв. м, приблизительно 500-800 000 рублей. Иными словами, можно выбирать или проводить реконструкцию стены или художественно ее оформлять раз в два года на протяжении 50-100 лет.
Нельзя сказать, что во Владивостоке какие-то темы росписей доминируют. Как уже было указано выше, все зависит от локации. Другой немаловажный момент на этапе создания росписи – простота сюжета.
«Что мне самому хотелось бы нарисовать на холсте, я рисую у себя на холсте дома, но понимаю, что в данном случае здесь я должен считаться со зрителем, с горожанами. А горожане или среднестатистический зритель – он очень прост в своем восприятии, и это не плохо, с этим нужно считаться, потому что большинство людей в хорошем смысле обыденные, – отмечает Захар Воробьев. – И для них нужны понятные, обыденные темы. Не нужно корчить из себя великого художника. Важно, чтобы все было к месту. Быть может, на каких-то специализированных творческих площадках для узкого круга это уместно, но когда речь заходит о памятниках, то все должно быть очень достойно, без лишних понтов».
Какими бы ни были благие намерения, а для того, чтобы роспись появилась, мало иметь заказчика с его финансовыми ресурсами. Немаловажным обстоятельством для начала росписи является наличие разрешения администрации города или края, в зависимости от того, в чьей собственности находится локация, заявленная для росписи.
Но бывает и так, что инициатива исходит от самих художников, а не от заказчика. И тогда вдохновленные идеей авторы ищут способ, чтобы ее реализовать. Тем более что свободных для росписи площадей во Владивостоке еще очень много, и творцы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы город продолжил свое преображение за счет монументального искусства.