Нарушение прав человека – так могут квалифицировать юристы действия работников Минтранса, которые охраняют территорию АО «Находкинский морской торговый порт». У сотрудников предприятия, государственных служащих, участников ВЭД, которые ежедневно въезжают на территорию Находкинского МТП по служебной необходимости, начались проблемы с двумя конкретными охранниками, сообщает PRIMPRESS.
Отметим, что с ноября 2018 г. функции по осуществлению контроля за соблюдением транспортной безопасности передали в ведомство Минтранса. Так, утром 19 февраля один из работников, чья деятельность связана с постоянным нахождением на территории порта, пытался въехать через КПП АО «Находкинский морской торговый порт», по просьбе охранника предъявил служебное удостоверение и транспортный пропуск на управляемую автомашину. Затем по просьбе охранников открыл машину для осуществления визуального осмотра транспортного средства. Как отметил работник, один из охранников вел себя некорректно, пытался его передразнивать, грубил, да еще и забрал пропуск себе. Кроме всего прочего, охранник отказался пояснить, какими нормативными актами руководствуется в своей работе, когда так странно себя ведет.
Эту позицию подтвердил и начальник караула, по прибытии на КПП получивший от своего подчиненного изъятый пропуск, рассказывает работник порта. На просьбу составить акт изъятия пропуска начальник заявил, что «пропуск изымается просто так, без составления каких-либо документов». На вопрос пострадавшего «что я нарушил?» начальник караула рекомендовал обратиться в администрацию порта.
Как предполагает участник инцидента, «данная ситуация была заранее спланирована работником Минтранса, поскольку ранее была подана жалоба в Находкинскую транспортную прокуратуру и Министерство транспорта на отсутствие необходимой профессиональной подготовки указанного работника».
Сегодня работник требует от администрации порта «принять меры к устранению недостатков в работе отдельных охранников, вернуть транспортный пропуск, изъятый по необоснованным основаниям, по личной неприязни ко мне со стороны охраны». А также рекомендует ознакомиться с пунктами приказа Минтранса РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «быть внимательными и вежливыми с объектами досмотра – физическими лицами и не допускать действий, унижающих их достоинство».
Надо сказать, пострадавший в последние месяцы потратил немало времени на то, чтобы добиться защиты справедливости. Направлял жалобы в транспортную прокуратуру, Министерство транспорта, ФГУП «Управление ведомственной охраны» Минтранса России.
Суть претензий к двум конкретным сотрудникам ведомственной охраны – в соблюдении правил проведения досмотра. Со слов работника порта, в настоящее время ни одно КПП АО «Находкинский морской торговый порт» не оборудовано надлежащими средствами. Как правило, место досмотра должно быть оснащено видеонаблюдением и аудиозаписью. Что на практике? В продолжение своего рассказа работник порта отмечает, что в одном случае место досмотра при въезде фактически перенесено за ворота КПП (южный КПП), где вообще отсутствует какое-либо оснащение. Место досмотра не обеспечивает безопасности окружающих его граждан, а ведь досмотр проводится именно с целью обеспечения безопасности граждан. Досмотр должен проводиться согласно Кодексу об административных правонарушениях (который выше приказа Минтранса по статусу) в присутствии двух понятых (как мера обеспечения доказательной базы), с составлением соответствующего документа, подтверждающего проведение контроля в виде досмотра, либо с применением аудио-, видеозаписи.
Эти правила должны быть одинаковыми для всех. В то же время транспорт руководства АО «Находкинский МТП» досматривается не так скрупулезно, как транспорт обычных сотрудников. Притом есть мнение, что обычные работники досматриваются полностью. Охранники могут думать, что по собственному субъективному желанию вправе проводить мероприятия по обследованию объектов досмотра. Допустим, охранник обнаружил взрывчатку, наркотики, другие запрещенные предметы. Где понятые, аудио-, видеозаписи? Здесь можно говорить о нарушении порядка пропускного режима, который обеспечивается совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
Между прочим по инструкции самого Минтранса «изъятие пропуска допускается при нарушениях требований» документа с обязательным составлением протокола об административном правонарушении в соответствии с законодательством РФ. Права изъятия пропусков имеют должностные лица, уполномоченные составлять указанный протокол. А изъятие пропусков у государственных, контролирующих и иных органов допускается только по согласованию с начальником отделения пограничного контроля ПС ФСБ РФ.
Обратимся к Федеральному закону от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране». Статья 25 гласит про «Ответственность работников ведомственной охраны»: «Неправомерные действия (бездействие) работников ведомственной охраны влекут установленную законом ответственность. Вред, причиненный собственнику охраняемого объекта, другим физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Есть в законе также ст. 23 «Прокурорский надзор за деятельностью ведомственной охраны», в которой указано: «Надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры».