В прошлом году объем перевозок грузов по Севморпути, единым оператором которого, как известно, не так давно стала корпорация «Росатом», вырос вдвое – до 20,2 млн тонн. Эти цифры приведены в документах Росморречфлота, подготовленных к итоговому годовому заседанию коллегии ведомства и статистики за 2018 год.
Также недавно «Морцентр ТЭК» объявил, что только в феврале текущего года объем перевозок по СМП в 2018 году вырос по сравнению с тем же периодом предыдущего года почти вдвое.
В целом же грузооборот по СМП в 2019 году должен составить 26 миллионов тонн. Об этом в интервью ведомственному изданию говорил глава дирекции СМП госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша.
Для Дальнего Востока в целом и Приморья как края морского, рыбодобывающего подобные цифры значат очень много – и в первую очередь говорят о перспективах развития бизнеса для логистических, рыбодобывающих и судоходных компаний. Преимущества доставки дальневосточной рыбы (которая и сегодня отправляется в магазины и на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, но по железной дороге) Севморпутем очевидны: по предварительным расчетам, это будет намного дешевле, примерно на 30 процентов. Кроме того, это быстрее и надежнее, чем железной дорогой. Заметим, что наиболее активные и следящие за современными тенденциями компании края уже включились в процесс: в прошлом году по Севморпути продукцию из тихоокеанских лососей доставила компания «Доброфлот», крупную партию рыбы отправил в европейскую часть России холдинг «Норебо».
Напомним также, что корпорация «Росатом», отвечающая и за оказание госуслуг в области морской деятельности, и за управление государственным имуществом в районе Северного морского пути и прилегающих территорий, и за развитие СМП как такового, всерьез занялась строительством ледоколов, способных вести караваны с грузами по Севморпути фактически круглогодично. Первый из целой серии таких ледовых гигантов будет построен в Приморье. «Лидер» – ледокол повышенной ледопроходимости мощностью от 110 до 130 МВт, шириной корпуса 47,7 м, достаточной для прокладки канала для проводки современных крупнотоннажных судов. Указанные технические параметры ледокола позволят осуществлять проводку судов во льдах толщиной более 2 м со скоростью 10–11 узлов, что является коммерчески приемлемой скоростью для обеспечения бесперебойного круглогодичного экспорта российской арктической продукции через СМП (включая высокоширотную трассу).
Развитие ледокольного флота (а для строительства и обслуживания таких гигантов, как «Лидер», в крае будут созданы и уже создаются рабочие места) повлечет за собой модернизацию крупнотоннажных судов, построение новых логистических схем, создание компаний, которые будут заняты в обеспечении грузооборота через СМП. Все это открывает дополнительные возможности для экономики региона.