Фото: wikimedia.org
Владивосток стал первым городом на Дальнем Востоке, где появился электрический транспорт. 9 октября 1912 года по узкоколейной дороге на улицах Амурской и Светланской стали курсировать деревянные вагончики бельгийской постройки. 5 мая 1962 года по склону Орлиной сопки стал ходить фуникулер, всего два вагончика. 29 января 1965 был запущен первый троллейбус по маршруту от ЦПКиО (ныне Покровский парк) до остановки «Поселок Рыбак» (сейчас остановка «Постышева»).
Фото: скриншот клипа группы «Мумий Тролль»
Владивостокский троллейбусный маршрут № 4 фуникулер – завод «Варяг» стал известен всей России и даже миру благодаря песне группы «Мумий Тролль» «Четвертый троллейбус». Кстати, клип был снят уже после закрытия этого маршрута. Специально для ролика троллейбус немного разогнали и пустили по дороге без какого-либо питания – «рога» просто торчат в воздухе.
Фото: PRIMPRESS
Каждое утро перед выходом на линию транспорт должен быть чистым – наверное, ранние пассажиры могут это подтвердить, но не вечерние… Троллейбусы и трамваи с внешней стороны моют щетками, а внутри – тряпками с дезинфицирующим раствором. Моют вручную, протирая все поверхности. Как правило, на одно транспортное средство уходит 200–250 литров воды. При помывке применяются стандартные моющие средства.
Фото: vlc.ru
В честь Нового года, Дня Победы и других важных праздников на линии выходит транспорт с тематическим оформлением. Кроме окраски внешней части корпуса, в салоне могут быть воздушные шары, декоративные ленты, открытки для пассажиров и другие атрибуты всероссийских праздников. Недовольных пока не было!
Фото: Михаил Васудева
Весь электротранспорт во Владивостоке муниципальный, и город может по ситуации менять расписание его работы. Так, в честь праздников трамваи, троллейбусы и иногда даже фуникулер курсируют по продленному графику. Для Дня Победы это обычно 23:0, а в Новый год можно уехать домой даже в 1:00. С коммерческим транспортом картина иная.
Фото: PRIMPRESS
С 1994 по 2002 год во Владивостоке была полностью отменена плата за проезд на трамваях. Муниципальные трамваи, троллейбусы и автобусы стали содержаться за счет средств городского бюджета. Бесплатный проезд ввел мэр Черепков незадолго до выборов в краевую думу. На сегодняшний день стоимость проезда на троллейбусе, трамвае составляет 16 рублей, билет на фуникулер – на 2 рубля дешевле.
Фото: vlc.ru
Изначально, согласно проекту, во Владивостоке планировался еще один фуникулерный маршрут от Нагорного парка до Гайдамака. Более того, даже оборудование уже было доставлено во Владивосток, но второй горный трамвайчик так и не был построен. А в августе 2018 года мэр Владивостока Виталий Веркеенко рассказал о проекте, согласно которому фуникулер может быть продлен выше по сопке, до уровня будущего музейного комплекса.
Фото: из архива
Для пассажиров троллейбусов последние приятные обещания звучали в 2010 году – линию хотели продлить до Спутника, но, увы. Какое-то время и вовсе работал только один маршрут. С трамваями в последние десятилетия позитивного вспомнить нечего, с 2009 года начался многолетний демонтаж путей. Звучали даже предложения вовсе избавиться от этого вида транспорта, но горожане возмутились.
Фото: Анна Шеринберг
На сегодняшний день во Владивостоке действует лишь один трамвайный маршрут № 6 Минный городок – Сахалинская, только два троллейбусных маршрута № 5 автовокзал – завод «Варяг» и № 11 автовокзал – клиническая больница. У фуникулера выбора маршрута нет и не может быть в принципе.
Фото: wikimedia.org/Chakat Rimm
Линии фуникулера, исполняя транспортную функцию, одновременно часто становятся аттракционом. Владивостокская линия – единственная на Дальнем Востоке. В России фуникулеры есть только в Сочи (две линии, в том числе одна частично подземная) и Владивостоке; ранее они функционировали в Светлогорске и Нижнем Новгороде. В Европе такой вид транспорта более популярен, особенно у туристов.