Во время очередного заседания региональной дискуссионной площадки «Благополучие человека» обсуждался один из проблемных вопросов в Приморье. Речь идет о продажах на заправках Приморья некачественного бензина. Часто в результате этого у граждан возникают проблемы при защите своих прав в таких ситуациях. Именно эта тема стала главной на заседании, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на пресс-службу Законодательного собрания Приморского края.
Депутаты разных уровней, эксперты, представители нефтесбытовых компаний, контрольно-надзорных органов и граждане, которые пострадали из-за некачественного бензина, вместе обсудили этот вопрос. Модератором дискуссии, проходившей под эгидой партии «Единая Россия», выступил председатель комитета ЗС ПК по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис.
«По статистике, Владивосток и Приморье в целом занимают ведущие позиции по количеству автомобилей на 1000 человек. Поэтому вопросы соответствия автомобильного топлива на АЗС края стандартам качества, которые мы сегодня поднимаем на дискуссионной площадке, затрагивают интересы многих приморцев. Об этом свидетельствуют как обращения, поступающие в наш адрес, так и вал жалоб, периодически появляющийся в социальных сетях», – пояснил выбор темы для обсуждения Игорь Чемерис. Он также обратил внимание на то, что проблема продажи некачественного топлива и, как следствие этого, поломка автомобиля, с которой зачастую приходится сталкиваться приморским автолюбителям, во многом влияют на качество жизни в регионе, а значит, и на благополучие его населения.
Участники разговора получили возможность высказать свое мнение о причинах появления на приморском рынке нефтепродуктов некачественного топлива, обозначить сложности, возникающие у автовладельцев при попытке защитить свои права, и определить шаги, которые необходимо предпринять для разрешения ситуации. Так, в числе основных проблем эксперты назвали отсутствие в настоящее время в крае и в соседних регионах сертифицированной лаборатории, куда можно обратиться за проведением физико-химического анализа топлива.
«Главная трудность для потребителя на сегодняшний день – это доказать причинно-следственную связь между некачественным топливом и поломкой автомобиля. На основании заключения автосервиса никто ущерб не возместит, а исследовать топливо в Приморье просто негде. Поэтому сейчас вопрос признания вины АЗС и принятие решения о выплате компенсации за ремонт машины во многом зависит от добропорядочности нефтесбытовой компании», – сказала руководитель отдела защиты прав потребителей краевого управления Роспотребнадзора Мария Аралова.
Как было отмечено в ходе дискуссии, крупные клиентоориентированные компании постоянно осуществляют контроль за качеством топлива на своих АЗС. В случае возникновения фактов поломки автомобилей и обращений автовладельцев они проводят внутренние служебные расследования, находятся в контакте с пострадавшими и берут на себя ответственность. Данные участники рынка в полной мере осознают репутационные риски, связанные с качеством топлива и жалобами потребителей.
В то же время много нареканий поступает от автолюбителей на мелкие АЗС, а также АЗС, не являющиеся участниками Приморского топливного союза. Однако в работе дискуссионной площадки такие поставщики топлива, например представители компании BENZO, участие не приняли, хотя со стороны потребителей в их адрес звучит достаточно большое количество претензий.
Еще одна важная деталь, на которой заострили внимание участники дискуссии, – соблюдение процедуры отбора проб некачественного топлива. Сегодня мало кто из автолюбителей знает, как делать это правильно, хотя именно от этого зависит, сможет ли пострадавший от действий недобросовестных продавцов топлива в дальнейшем отстоять свои права в суде. Президент Приморского топливного союза Владимир Чирсков посоветовал автовладельцам всегда сохранять чеки после посещения автозаправочной станции. В случае покупки некачественного топлива он рекомендовал вернуться на АЗС, чтобы совместно с оператором отобрать пробы из колонки либо резервуара и заполнить соответствующий акт.
Также участники дискуссии сошлись во мнении, что в настоящее время отсутствует четкий алгоритм действий для потребителей, столкнувшихся с проблемой поломки автомобиля по причине некачественного топлива. Поэтому по результатам разговора было решено продолжить работу именно в этом направлении.
«Автомобилисты должны знать, как вести себя в той или иной ситуации. Например, что делать, если автомобиль вышел из строя, когда человек отъехал от заправки на 100 километров или через два-три дня после покупки некачественного топлива. Однако на сегодняшний день алгоритма действий для автолюбителей, который поможет им отстоять свои права, не существует. Каждое надзорное ведомство дает рекомендации в рамках своих полномочий. Поэтому мы приняли решение провести рабочее совещание с приглашением представителей правоохранительных органов и надзорных ведомств, чтобы совместными усилиями разработать конкретные рекомендации для потребителей-автовладельцев по защите своих прав. Конечная цель нашей дискуссии – быть полезными жителям Приморского края», – отметил модератор площадки Игорь Чемерис.
Поддержал необходимость создания подробных инструкций, которые позволят гражданам эффективно защищать свои интересы, и председатель комитета по регламенту, депутатской этике и организации работы Законодательного собрания Дмитрий Новиков. Также он обратил внимание на то, что надзорным инстанциям следует усилить контроль за качеством автомобильного топлива на АЗС края. «Продавцы контрафакта должны четко осознавать, что торговать такими нефтеродуктам себе дороже. Тогда проблема с продажей некачественного топлива будет сведена к минимуму», – сказал депутат.
Напомним, что дискуссионная площадка «Благополучие человека», инициированная партией «Единая Россия», призвана значительно расширить повестку диалога власти и общества. Она проводится в целях общественного обсуждения законодательных инициатив, изучения мнений и взглядов различных групп населения на социально-экономические проблемы Приморского края и является одной из форм получения обратной связи.