В последние годы приморскую столицу все чаще стали заполонять мобильные фургончики с «быстрой» едой. Только в этом году во Владивосток «прикатило» около 50 новых автокафе, и, судя по растущим очередям из желающих отобедать прямо в машине, подобные заведения имеют большой спрос у приморцев. Даже кризис в стране не смог вывести пит-стопы с фастфудной дистанции. На сегодняшний день по всей территории Владивостока разбросано не менее 140 подобных заведений.
Корр. еженедельного издания «Конкурент» провел свое личное расследование и разузнал главный секрет популярности мобильных кафе в Приморье.
Оказалось, что никто из опрошенных уже и не помнит, как зарождался этот рынок. Возможно, он появился после того, как на проспекте Красоты прочно обосновались несколько заведений с быстро едой и демократичными ценами. Однозначного ответа на вопрос: «Что было первичным в становлении этого рынка — спрос или предложение?», также не дал ни один владелец или сотрудник фургончиков.
Владелец автокафе, пожелавший остаться анонимным, рассказал корр. «К» о том, что предприимчивые приморцы восприняли идею открытия фургончиков с фастфудом как простой способ уйти от офисной рутины и зарабатывать «легкие» деньги. Но, по словам эксперта, не многим из них удалось спасти свои колесные кафе от разорения.
– Хотя строения под пит-стопы и не капитальные, расходы, особенно для малого бизнеса, под открытие этого бизнеса — немалые. Во Владивостоке вложения начинаются от 1,5–2 млн рублей, вообще вложения в приличное заведение составят порядка 3 млн. Из чего складывается сумма? Само строение, оборудование: кофеварка, холодильник, печка. Потребуется реклама, какое-никакое благоустройство прилегающей территории. Как минимум нужно подключиться к электросети, на разрешение потребуется от 300 тыс. до 1 млн. В некоторых случаях присоединяются к водопроводу и канализации, это тоже недешево. Сетевики проблемы с землей и сетями решают на другом уровне, поэтому, конечно, им выживать проще.
Но тех счастливчиков, которым удалось сохранить свой бизнес на первой волне, через некоторое время настигла еще одна проблема - массовое разорение «любительских» пит-стопов продолжилось с удвоенной силой после того, как в игру вступили опытные рестораторы. Профессионалы быстро поняли, что единственным растущим сегментом ресторанного рынка в кризис является продажа «быстрых перекусов» - бургеров, завертонов, роллов навынос и прочих.
Основным тормозом развития пит-стопов является сложность оформления земельного участка в аренду, развитие бизнеса и конкурентоспособность. После разумных расчетов выходит, что владельцы автокафе выяснили, что прибыльнее заниматься данным бизнесом нелегально. Плюс разница в выплатах штрафов для юридического и физического лица колоссальна, а прибыль равна.
– Большая проблема в развитии бизнеса автокафе - отсутствие площадок для установки и сложности оформления земли, к тому же это достаточно дорого, поэтому не всегда реально для выполнения и лично для нас является сдерживающим фактором. Помимо этого, во Владивостоке недостаточно организованы поставки продукта, бывает тяжело найти качественный продукт или упаковку по разумной цене, что, конечно, оставляет пробелы в нашей деятельности.
Где-то полтора года назад выросли цены в евро, и для нас это было нелегко, так как кофе мы покупаем из Италии. Тяжело было подстроиться, пришлось поднять цены в связи с падением рубля. Для нас, как и для других автокафе, кризис обернулся огромными убытками, но покупателей меньше не стало. Я считаю, что общепит — не та сфера, на которую может существенно повлиять кризис. Спрос падает во время сезонных колебаний, в январе и феврале продажи падают процентов на 20. Часть выручки приходится на ночное время суток, а зимой не так часто катаются по ночам и пьют кофе, как летом, - отметил генеральный директор сети автокафе Coffee Machine Дмитрий Лутченко.
В определенных местах города наблюдается очень большое скопление фургончиков с фастфудом, машины выстраиваются фактически впритык друг к другу. В таких местах между управляющими пит-стопами разгорается настоящая война.
– Кто-то ставит акцент на ассортимент, но я считаю, что важнее всего — качество обслуживания. Девочка, открывшая окошко с хорошим настроением, должна сделать твой день, подарить позитив и зарядить энергией. Так и решается проблема конкуренции в большом скоплении людей, как, например, на проспекте Красоты, где глаза разбегаются от количества предложенных автокафе, а ассортимент в основном повторяется. Не могу не похвастаться, что многие рецепты списали у нас. Успех пит-стопа зависит в основном не от положения, а от подачи. Без покупателя не будет и нас, потому нужно строго работать с персоналом, тщательно подбирать. Также хочу добавить, что не нужно жалеть сил, денег и времени в свое дело, тогда результат точно окупится. Это касается и работы с персоналом, и подачи еды. Если люди хотят здоровой пищи — надо дать им здоровой пищи. Если люди хотят кофе крепкий — надо дать то, что они хотят, подавать с улыбкой. Ну а чтобы улыбался сотрудник, начальству нужно уметь поднять настроение и ему. Разнообразить меню, отличаться от всех, - поделился секретом директор автокафе Dram Игорь Гуцалюк.
Впрочем, пока пит-стопам рассчитывать на серьезный сегмент рынка не приходится: львиную долю все равно занимают традиционные кафе, да и игроки обычного фастфуда не дремлют.
– Мы на себе не почувствовали развития пит-стопного рынка. Разве что стали брать меньше кофе навынос. Все-таки это волна не вчерашней давности, ей уже года три, и мы с ней вполне ужились. Ресторан является атмосферой, а перекус на пит-стопе означает локальное местонахождение в своем автомобиле. Все вместе — площадку, сервис и кухню — можно получить только в полноценном кафе, но и о пит-стопах ничего плохого не скажу. Я и сама по дороге в офис могу заехать в окошечко по пути и взять кофе. Почему бы и нет? Это очень удобно, для того автокафе и созданы. Я бы сказала, что пит-стопы и рестораны созданы для одних и тех же людей, но в разное время, - рассказала маркетолог сети ресторанов «Чайхона «Хлопок» Маргарита Шишкова.