Театр им. М. Горького представит в Москве спектакль «Сергей Есенин. Исповедь»

Рецензия на спектакль
4 декабря 2019, 12:45

Фото: gorkytheater.ru
Фото: gorkytheater.ru | Театр им. М. Горького представит в Москве спектакль «Сергей Есенин. Исповедь»

На этой неделе Приморский краевой академический театр драмы им. М. Горького находится на гастролях в Москве. Жители и гости столицы увидят четыре спектакля, среди которых «Сергей Есенин. Исповедь», сообщает PRIMPRESS.

История жизни и тем более смерти выдающегося поэта Серебряного века покрыта тайнами. При, казалось бы, наличии достоверных фактов всегда остается место домыслам. Они настолько тесно сплетаются с реальностью, что уже нет возможности отделить одно от другого. Иные и вовсе больше склонны доверять мистике, в первую очередь как попытке объяснить столь внезапный уход поэта. Спектакль «Сергей Есенин. Исповедь» – художественный вымысел, основанный на фактах из жизни. Однако и здесь не обошлось без мистики.

К спектаклю есть так называемый пролог. Кажется, что спектакль начинается еще до того, как зритель слышит третий, финальный звонок перед ним. Действие на сцене начинается минут за десять до основной истории. Чтецкий вечер, на котором герои по очереди читают стихи Сергея Есенина, в том числе фривольного содержания. В зале создается особая атмосфера. Можно сказать, что через этот чисто режиссерский прием подготавливается почва для восприятия основного действа.

В спектакле есть два мистических героя – Белый человек и Черный человек, которые, точно сотрудники небесной канцелярии, подталкивая и создавая все условия, ведут Есенина к печальному исходу. Если Черного человека можно назвать образом из знаменитой поэмы, то кто тогда Белый человек? Человек, не творящий зло, а наблюдающий за исполнением судьбы, того, что предначертано, – так выходит?..

Мистических героев, которых не существует как минимум на материальном уровне, играют Владимир Сергияков и Александр Славский. С другой стороны, они вроде как тоже люди, а значит, и человеческие чувства им присущи: в образах чувствуется то покорность, то протест относительно того, «как дОлжно».

Сергей Есенин в исполнении Валентина Запорожца – неоднозначный образ. Сложно его воспринимать и тем более проводить параллели с образом реального поэта. Это талантливый человек, но в определенные моменты слабый душой и ведомый. Подкупает его искренность и душевность, и в то же время вызывает жалость неприспособленность к жизни. Или это можно назвать свободой и независимостью? Он подвержен страстям, горяч и не умеет что-то делать в полсилы: он ныряет с головой в любой омут, даже не пытаясь оценить возможные последствия. И этим пользуются окружающие его люди.

Это понимает Галина Бениславская, секретарь Есенина. Наталья Овчинникова наделяет свою героиню невероятной силой духа. Пожалуй, она единственная, кто пытается увести поэта с порочного пути, уберечь, отвести беду. Она терпит многое, она верит в лучшее. Ее отчаянное признание в чувствах звучит как откровение – пронзительно. Но Галина навсегда остается для Есенина только другом, самым настоящим другом. Ключевое слово «настоящим». Все остальные люди в жизни поэта – точно впечатления, за исключением, пожалуй, детей. Но спасти «озорного гуляку и хулигана» ей не удается.

Великая танцовщица Айседора Дункан легко впорхнула в жизнь русского поэта и так же легко покинула ее. Он в какой-то мере тоже стал для нее впечатлением. Ничего необычного: два творческих человека пересеклись на какой-то период времени, стали друг для друга вдохновением и, пресытившись друг другом, разошлись. Елена Пономаренко создала образ яркой, эффектной и, бесспорно, талантливой женщины, способной обольщать всех, кто ее окружал, но не готовой принимать и мириться с чьими-то недостатками.

Решающую роль в судьбе Есенина играет связь с Надеждой, подругой вора в законе, женщиной падшей и нестерпимо измученной жизнью. Обаяние героини Александры Аубекеровой заставляет Есенина решиться на побег с ней и к ней. А дальше – номер в гостинице «Англетер» и «как по писанному»…

Что там случилось? Как случилось? Наверняка правду уже не узнает никто, но могут появиться новые версии. Так было суждено случиться, так дОлжно и правильно? Наверное… Тема смерти молодых и талантливых людей особенно остро звучит в финале, где вновь встречаются Белый человек и Черный человек. Последний рассчитывал на то, что больше ему не придется принимать в подобном участие. Обманулся. На разрыв звучит его вопрос: «До каких пор это будет продолжаться?..» Ответа нет, но на плазменной панели зритель видит имена героев истории, знакомых Есенина: все они уходили из жизни один за другим по странным и часто неестественным причинам. До каких пор это будет продолжаться?.. Этот вопрос и по сей день остается без ответа…

Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Комментариев к этой статье нет
Новости партнеров

Культура