А. И. Ролик: «Вопросы юристов и общественников позволяют увидеть позицию граждан по конституционным поправкам»

12 февраля 2020, 15:47

Фото: Законодательное собрание Приморского края
Фото: Законодательное собрание Приморского края | А. И. Ролик: «Вопросы юристов и общественников позволяют увидеть позицию граждан по конституционным поправкам»

Работа над поправками в Конституцию РФ вступает в финальную стадию. Дальневосточный регион в рабочей группе по подготовке предложений в президентский законопроект представляют сенатор от Приморского края Светлана Горячева и председатель Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», спикер Законодательного собрания Приморья Александр Ролик.

Сегодня мы попросили Александра Ивановича рассказать о том, как идет работа над поправками в Основной закон нашей страны, какие концептуальные аспекты заложены в президентский законопроект и какие предложения о поправках поступают в рабочую группу, в том числе от Экспертного совета при Законодательном собрании Приморского края.

СПРАВКА: Напомним, 15 января 2020 года президент России Владимир Владимирович Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором обозначил ряд концептуальных подходов к вопросам государственного устройства и внутренней политики и предложил ряд конституционных поправок. В тот же день глава страны своим распоряжением создал рабочую группу по подготовке поправок в Основной закон, а 20 января внес в Государственную думу проект закона о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Данный законопроект был принят Государственной думой в первом чтении 23 января текущего года. В настоящее время идет его доработка к процедуре второго чтения.

- Александр Иванович, расскажите подробнее, что уже заложено в законопроект, который внес президент?

– Законопроект, внесенный главой страны в Федеральное собрание, содержит все положения, озвученные им в послании. В том числе предлагается закрепить, что требования международного законодательства могут действовать на территории России, если не противоречат нашей Конституции. Также в предложенной редакции статьи 81 Основного закона страны установлены требования к кандидатам на должность президента РФ, которые предусматривают постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 25 лет, а также отсутствие вида на жительство или гражданства иностранного государства на момент участия в выборах или когда-либо ранее. Исходя из принципа единства системы государственной власти, предлагается установить аналогичные требования для высших должностных лиц субъектов РФ, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, председателя правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, а также для судей.

Кроме того, прописан порядок назначения президентом председателя правительства РФ и его заместителей после их утверждения Государственной думой. Аналогичный порядок предусматривается для назначения руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет правительство Российской Федерации;

Вместе с этим установлен порядок назначения руководителей федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит президент, а также прокуроров субъектов Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации. К полномочиям Совета Федерации отнесено прекращение по представлению президента полномочий судей Конституционного и Верховного судов, судей кассационных и апелляционных судов. По логике законопроекта это должно происходить в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Также предложено наделить Конституционный суд Российской Федерации полномочиями проверять по запросам президента конституционность законов, принятых палатами Федерального собрания, до их подписания президентом Российской Федерации, а также принятых законодательными органами субъектов Российской Федерации до их подписания высшим должностным лицом субъекта РФ. Кроме того, именно Конституционный суд получает полномочия по разрешению споров о соответствии Конституции России решений межгосударственных органов, принятых на основе международных договоров Российской Федерации. Эти полномочия будут определены отдельным конституционным законом.

Предусмотрено формирование президентом Госсовета. Развитие этой нормы должно получить оформление в отдельном федеральном законе.

- Много говорят о социальном блоке поправок? Что это?

– В президентском законопроекте статья 75 дополнена положениями, устанавливающими минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и закрепляющими гарантии регулярной индексации размера пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат, а также основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения.

Хочу отметить, что данным вопросам много внимания уделяется во время заседаний рабочей группы. Предложено, в частности, закрепить в Основном законе вопросы, связанные с поддержкой семьи. Именно на это особое внимание обратил в своем послании президент России. Также на заседании социальной подгруппы предлагалось закрепить в Конституции в статье о полномочиях правительства сферу молодежной политики, более детально расшифровать вопросы здравоохранения, включая обеспечение достойной медицинской помощи и создание условий для здорового образа жизни. Об этом, в частности, говорила модератор социальной подгруппы, заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Ольга Баталина.

- Кстати, расскажите о деятельности рабочей группы, в состав которой вы входите…

– Как я уже отметил, принятие законопроекта в первом чтении дает возможность проводить его общественное обсуждение и вносить дополнения и изменения в предложенные поправки ко второму чтению. Именно на этом было рекомендовано сосредоточиться членам нашей рабочей группы, в том числе во время выездов на территории субъектов РФ. До второго чтения нам предстоит работать над развитием и дополнением норм законопроекта, рассмотреть и подготовить их к внесению в Государственную думу.

Сегодня рабочая группа собирается два раза в неделю, и работа над поправками идет пошагово, постатейно, рассматриваются конкретные предложения, внесенные каждым членом группы и поступившие из регионов. Поправок поступает очень много. Они зачастую перекликаются, где-то повторяют друг друга, где-то являются диаметрально противоположными. С чем-то члены группы соглашаются, другие вопросы вызывают оживленные дискуссии.

Также идет активная работа в рамках тематических подгрупп. Я вхожу в состав подгруппы «Федеральные органы законодательной и исполнительной власти». На заседаниях подгруппы мне была предоставлена возможность представить поправки, подготовленные членами нашего Экспертного совета при Законодательном собрании Приморья.

СПРАВКА: Экспертный совет при Законодательном собрании Приморского края сформирован по инициативе председателя ЗС ПК, члена рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию А. И. Ролика. В его составе известные приморские юристы. Возглавил Экспертный совет д. ю. н., профессор Владимир Курилов.

- Какие это поправки? Думаю, многим это интересно.

– Спектр поправок, предложенных нашим Экспертным советом, довольно широк.

Они, в частности, затрагивают вопросы взаимодействия региональных органов госвласти и местного самоуправления, а также регулирования деятельности Госдумы, Совета Федерации, Верховного и Конституционного судов.

Помимо этого, приморские эксперты предложили распространить требования об отсутствии гражданства либо вида на жительство иностранного государства, в том числе и на депутатов законодательных органов государственной власти и государственных гражданских служащих субъектов РФ.

Я также предложил дополнить ст. 78 Конституции пунктом, который предусматривает местонахождение федеральных органов государственной власти и иных федеральных госорганов, в том числе в субъектах Российской Федерации, по решению президента России. Думаю, это будет способствовать укреплению их связи с регионами и людьми там проживающими.

Еще один важный момент, в статье 75 Конституции РФ мы предложили закрепить регулярность индексации социальных выплат и пенсий – ежегодно. В части пенсионного регулирования приморские юристы также предложили уйти от терминологии о формировании пенсионной системы как термина, носящего неопределенный и незаконченный характер, к формулировке о гарантировании государством функционирования системы пенсионного обеспечения. Также мы считаем, что в законопроекте должна быть указана не просто регулярная, а ежегодная индексация размера пенсий. О том, что обязательно необходимо указать периодичность такой индексации, говорили и жители Приморья во время встреч по обсуждению законопроекта, которые я стараюсь проводить на разных площадках с участием общественных объединений края, представителей органов государственного управления, науки (а вы знаете, что в нашем крае очень сильна юридическая школа) и практикующих юристов, молодежных организаций.

- На встречах поступает много предложений от жителей?

– Я бы сказал, что поступает больше вопросов, мнений о законопроекте, чем непосредственно предложений. Хотя и поправки свои приморцы тоже вносят. Мы их обсуждаем на Экспертном совете и направляем в рабочую группу.

Для меня поступающие на встречах вопросы от юристов – ученых и практиков, общественников, за плечами которых большой жизненный и профессиональный опыт, особенно важны. Они позволяют видеть позицию как простых людей, так и профессионального юридического сообщества по конституционным поправкам и на ее основе и основе поступающих вопросов и предложений корректировать свою деятельность в рамках рабочей группы.

Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Комментариев к этой статье нет
Новости партнеров

Новости (Политика)