На фоне всеобщей самоизоляции многим людям пришлось менять свои привычки. Не обошло это и культурную жизнь россиян – выставки, представления и музыкальные концерты теперь можно смотреть, сидя на диване. Таким образом, можно побывать на «живом» выступлении без каких-либо затрат. Но как это влияет на индустрию в целом?
Согласно данным исследования «Опросы России», около 44% россиян уже с удовольствием перешли на онлайн-просмотры и считают эту идею актуальной не только на фоне разгоревшейся пандемии. Из них почти 20% готовы и дальше смотреть концерты в соцсети «ВКонтакте», даже если это станет платным.
Павел Лопатин, менеджер иностранных артистов фестиваля V-ROX (который тоже «пострадал» в период пандемии), основатель музыкального лейбла BGW, рассказал, какие изменения произошли за время самоизоляции и как приходится подстраиваться артистам под обстоятельства в 2020 году.
«Сфера развлечений – самый уязвимый сегмент экономики в условиях кризиса или чего иного вроде современного и вездесущего Covid-19. Индустрия, которая существовала уже не один десяток лет со своими устоявшимися правилами, уже вряд ли изменится кардинально. Однако факт – в ней станет в разы меньше денег и игроков, ведь это все неустойки и обязательства, которые в некоторых случаях не подпадают под правила страхования. Фестивали – это как раз самый уязвимый бизнес, особенно в России, и это не только про V-Rox. Отменено все. Просто представьте, что у вас не один артист «слетел», а 50? Попробуй со всеми договориться и не потерять деньги. Радует то, что сплоченность и солидарность в музыкальном мире присутствуют и все решили просто вычеркнуть 2020-й из своей жизни.
Современный мир переполнен информацией, ритм жизни ускоряется с каждым разом в среднем на 3-4 года. Век технологий, ничего с этим не поделаешь. Поэтому и музыки стало много, конкуренция серьезная. Вопреки традиционным мнениям об образе жизни музыкантам, наоборот, приходится держать нос по ветру и приспосабливаться. Онлайн-концерты и прочие подобные сетевые выступления – это что-то новое, а в условиях карантина оказалось даже единственное. Для популяризации себя, как на войне, все доступные инструменты, кроме неправды, хороши. Тяжело приходится всем, кто связан этими узами, но музыкантам чуть в большей степени, ведь концерты – их хлеб, а они запрещены. Здесь арифметика проста. Правда в том, что люди с большими деньгами гораздо хуже переживают кризис, они теряют миллионы... Собственно поэтому вся эта ситуация здорово встряхнет социальные слои, и выиграет самый предприимчивый.
Я всегда придерживаюсь мнения, что у любой ситуации есть три выхода и один китайский. Например, некоторые неизвестные музыканты очень быстро сориентировались в новых обстоятельствах и набрали кучу просмотров: вся планета сидит дома и копается в Сети, остается только забросить удочку.
Я тоже нашел выгоду в сложившихся обстоятельствах – появилось время сесть за те проекты, которые вынашивал последние пару лет. Также я знаю о некоторых пробелах в базовых знаниях об индустрии (лицензирование и синхронизация, например), и теперь есть возможность эти пробелы закрыть благодаря огромному количеству литературы и онлайн-лекций, где собираются все игроки рынка (продюсеры, менеджеры, музыканты, звукорежиссеры) и делятся опытом, информацией, знаниями. Пожалуй, впервые появилось достаточно времени для человеческого общения, хоть и виртуального.
Возьмем известный на Дальнем Востоке ежегодный фестиваль V-ROX. Владивосток уже много лет принимает музыкантов из разных стран на своей территории. В этом году организаторы и Илья Лагутенко решили не проводить фестиваль в привычном формате и перенести его на 2021. Вместо этого в официальной группе в ВКонтакте, 29 мая в 21:00 стартует проект, который соберет выступавших за шесть лет фестиваля, коллективы и исполнителей. Он будет длиться три дня подряд, а также 5, 6, 7 июня. В официальной группе есть вся информация.
Для меня «V-ROX на карантине», к сожалению, единственный проект, который мы успеем сделать, а ведь на фестивале были десятки интересных спикеров, можно было бы и конференцию провести.
Вообще появилось много таких площадок для профессионального общения. Однако там выступают одни и те же люди – это говорит о том, как же наш музыкальный бизнес мал и неразвит. По существу, рынок и экономика появляться стали буквально недавно, 90-е и «нулевые» не в счет (то были в основном темные времена). Считаю, что это положительная тенденция, индустрия пытается быть гибкой.
V-Rox в этом смысле всегда тянул эту лямку здесь, на Дальнем Востоке, внося новое и что-то экзотическое, он не похож ни на один фестиваль в стране. То, что 29 мая проект на его основе стартует в онлайн-режиме и на него есть спрос, говорит об успехе. Даже в этом формате организаторы постарались сохранить традиции. Виртуальный V-ROX – это шесть 20-минутных программ с участием артистов со всего мира, где они еще и расскажут о своих впечатлениях от Владивостока, о том, как проходит их самоизоляция и что они планируют делать дальше.
Но, несмотря на успех «карантинного» фестиваля, в будущее онлайн-концертов я не верю. Живой концерт – это энергообмен, ничто не сможет заменить такие мощные эмоции. Однако есть несколько но, о которых можно написать три статьи. Феномен пока до конца не изучен и не переварен».