2020-08-07T17:10:41+10:00 2020-08-07T17:10:41+10:00

Проблема бензина на ДВ. Эксперт рассказал, что решит проблему

7 августа 2020, 17:10

Фото: KONKURENT.RU
Фото: KONKURENT.RU | Проблема бензина на ДВ. Эксперт рассказал, что решит проблему

С точки зрения генерального директора Инфо-ТЭК Терминал Рустама Танкаева, проблему бензина в дальневосточном регионе решить можно.

Дальний Восток является регионом «особенным», со своей спецификой и своими сложностями. При этом здесь в последние дни разворачивается «топливный скандал», который практически возник на ровном месте.

Дело в том, что в регионе прекратили продажу топлива марок АИ-95 и АИ-98. Там же, где этот бензин все же продают, его стоимость подскочила на 3 руб. Правда, такая ситуация отмечается только на независимых АЗС. Тут цена за литр топлива просят по 49 руб. К слову, топливо этих же марок у «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» осталась прежней.

Здесь стоит уточнить, что АИ-98 и АИ-95 составляют по 3% и 22% от общего спроса соответственно. Это говорит о том, что нехватка этого топлива не может вызвать существенные изменения на рынке топлива Дальнего Востока.

Судя по всему, отказ от закупки премиального топлива явился следствием снижения маржи независимых АЗС. Напомним, что в то время, когда цены на нефть стремительно падали, маржа этих сетей заправок оставалась достаточно высокой. Получается, что страх потерять сверхприбыль первых шести месяцев 2020 г. и мог привести к тому, что на ряде заправок дальневосточного региона из продажи пропал 95-й и 98-й бензин.

Правда, по словам владельца сети «Октант» Владимир Чирсков, являющегося и разделяющего мнение Дальневосточного топливного союза, бензин пропал с заправок из-за высоких оптовых цен на топливо. Чирсков полагает, что оптовые цены не просто завышены, а превышают стоимость топлива в рознице, что приводит к тому, что независимые АЗС вынуждены работать в убыток себе.

Кроме того, глава «Октанта» уверен, что те объемы, которые предоставляет через биржу главный поставщик топлива Комсомольский НПЗ «Роснефти», не способны удовлетворить потребительский спрос.

Фактически же Чирсков попросту не подает заявок и тем самым пытается искусственно манипулировать рынком в своих корыстных интересах. Стоит отметить, что на биржу от Комсомольского НПЗ приходит по 1 тыс. 200 тонн моторных топлив ежедневно. При этом общие потребности всех независимых сетей на Дальнем Востоке составляет 1000 тонн.

Однако, в регионе проблема на топливном рынке есть. И решать ее необходимо на государственном уровне. В этом уверен генеральный директор Инфо-ТЭК Терминал Рустам Танкаев.

«В регионе не хватает перерабатывающих мощностей, в Центральном регионе 10 НПЗ, на Дальнем Востоке – 2. Тот же Комсомольский НПЗ не может перерабатывать больше топлива, чем позволяют его мощности», – заявляет Танкаев.

Эксперт подчеркнул, что в регионе необходимо создать привлекательные фискальные условия для реализации новых нефтеперерабатывающих проектов. Кроме того, эксперт уверен, что необходимо снижать и транспортный тариф, поскольку сейчас закупить топливо в других регионах по приемлемым ценам невозможно.

Еще одним условием для решения проблемы может стать развитие альтернативной системы топливообеспечения.

«На сегодняшний день одним из самых быстрых способов разрешения ситуации могло бы стать развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. С данной инициативой недавно выступил глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. Это – комплексное решение вопросов как экологической, так и энергетической безопасности», – подчеркнул Танкаев.

Стоит отметить, что предложения Танкаева известны на самом высоком уровне, где часто идут их обсуждения. Например, вице-премьер Юрий Борисов положительно отозвался об идее субсидировать поставки моторного топлива железной дорогой. Тогда речь шла о субсидии таких поставок топлива на Дальний Восток в размере 4 тыс. руб. за 1 тонну.

При этом такие субсидии будут выделяться только для снабжения топливом внутреннего рынка. Субсидия будет учитываться в цене моторного топлива в полном объеме.

Правда, в этом предложении есть и свои минусы. Например, финансирование на эти цели в основном предполагается получить из средств, предусмотренных для увеличения демпфирующего элемента обратного акциза НПЗ на Дальнем Востоке.

Также с предложением выступил и председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, которые инициировал развитие газомоторного рынка России. Напомним, что по государственной программе выделения субсидий на приобретение газомоторной техники в 2017-2020 г. из бюджета дополнительно были выделены по 3 млрд руб. в год.

Это обусловлено тем, что, по мнению Зубкова, для развития газомотоорного топлива в России прирост парка такого транспорта должен составлять от 15 до 20 тыс. единиц ежегодно. Таких объемов без государственной поддержки достичь практически невозможно. Граждан необходимо стимулировать для переоборудования своих машин либо для покупки уже соответствующих авто.

По мнению Зубкова, ее цена может быть приравнена к стоимости аналогов на традиционных видах топлива.

Новости партнеров

Новости (Общество)