Что общего может быть у успешного агрохимического бизнеса, борьбы за права евреев и работы над укреплением глобальной безопасности? Во-первых, человек, занимающийся этим – а именно Вячеслав Кантор, известный российский бизнесмен и международный общественный деятель, сегодня уже не нуждающийся в представлении. Во-вторых, идея, лежащая в основе этой деятельности. Для Вячеслава Моше Кантора – это идея толерантности, тот самый краеугольный камень, заложенный в основу всех значимых решений и проектов Кантора.
Сам Моше Кантор убежден: если в бизнесе все участвующие волей-неволей вынуждены действовать в интересах бизнеса, а значит – по задуманной стратегии, подчиняющейся законам и запросам рынков, экономики и так далее, то в общественной деятельности человек имеет возможность по-настоящему проявить себя, мотивироваться лишь теми позывами и порывами, что лежат в его душе. И именно это и привело Кантора к идее толерантности.
Но по порядку.
Биография и бизнес
По образованию своему Кантор изначально и от бизнеса, и от общественной работы, тем более международного уровня, был очень далёк. В кармане его – диплом об окончании авиастроительного института, причём не только об окончании, но и о защите кандидатской диссертации на весьма перспективную в то время (70-80-е годы прошлого века) тему – космические спутники. И не просто спутники, а спутники-отражатели, призванные отраженным солнечным светом освещать необходимые участки земли даже ночью. Уже по этому проекту можно понять, как высоко в своих планах и проектах метил Кантор. Недаром соавтором его научной статьи стал ни много ни мало академик Жорес Алфёров.
Исторические изменения в стране подтолкнули Кантора, как и многих других, к изменению планов на жизнь, и из науки Вячеслав Кантор отправился в бизнес. Впрочем, образование и интересы дали себя знать – Кантор выбрал направление бизнеса, связанного с научно-технической спецификой и погрузился в мир компьютеризации, возглавив компанию «Композит», занимавшуюся в том числе наладкой первых в стране масштабных компьютерных сетей, «цифровизируя» в числе прочих клиентов даже Академию наук.
Череда перспективных, но не особенно крупных проектов все же привела Кантора к его бизнес-судьбе – а именно на территорию бывшего госпредприятия «Азот» в Новгородской области, завода, производившего химические удобрения. Проведя аудит предприятия, Моше Кантор обнаружил не только в целом печальное состояние бывшей государственной собственности, но и скрытый в ней потенциал – и уже в 1993 году на чековом аукционе вложил практически все свои деньги в пакет акций завода.
Так начинается история холдинга «Акрон» – поистине бизнес-детища Вячеслава Кантора, принесшего ему не только благосостояние, но и огромный промышленный, экономический и, главное, социальный опыт. «Акрон» же из одного завода превратился в объединение площадок, от производства до логистики, в масштабный агрохимический холдинг, который и сегодня, после ухода самого Кантора от непосредственного управления бизнесом, остается в числе лидеров рынка агрохимии и в России, и за рубежом.
Будучи все же человеком науки, Кантор и в развитии бизнеса не утратил чутье на важность инноваций и свежих разработок, принимая решение о заключении соглашений с исследовательскими институтами и давая возможность не только собственным предприятиям развиваться, но и предоставляя возможность для науки теоретической, фундаментальной внедрять свои находки и разработки в практическую сферу.
Уже в те годы призвание Вячеслава Моше Кантора к социальной сфере и обеспокоенность общественными проектами нашло путь к реализации. Стоя во главе крупного бизнеса, Кантор не упускал возможностей инициировать проекты, призванные улучшить жизнь как тех регионов, где располагались площадки холдинга, так и те сферы жизни страны в целом, которые страдали от недостатка внимания и финансирования. Более того, Кантор не раз выступал с призывами к «коллегам по цеху» – представителям такого же крупного бизнеса – помочь государству в поддержке и налаживании социальной сферы страны.
Достижения Кантора были замечены на самом разном уровне. Экономические познания его пригодились Кантору на посту советника главы Совета Федерации, а позже – при основании Национального института корпоративной реформы, призванного – опять же – помочь, на этот раз российскому бизнесу завоевать достойное место на мировом рынке. В 2016 году Вячеслав Кантор и вовсе стал обладателем Ордена Почета РФ – за вклад в развитие промышленности страны.
Главный на еврейской улице
Приверженность Моше Кантора общественной работе в 2000-х годах привела его к еще одному судьбоносному повороту – а именно в Европейский еврейский конгресс. Будучи все эти годы активным участником жизни еврейской общины в России, Кантор смог не только возглавить Российский еврейский конгресс, но и привлечь внимание общественников из Европы, которые пригласили его в попечительский совет ЕЕК. Позже это позволило Кантору баллотироваться на пост президента конгресса, и в 2007 году он эти выборы выиграл, обойдя действующего президента и став первым русским, который встал во главе ЕЕК.
Чем же Вячеслав Кантор, российский бизнесмен, смог завоевать интересы и симпатии еврейских общин по всей Европе? Прежде всего тем, что Кантор в своих предвыборных речах и программах предлагал радикальную смену курса самой политики конгресса. Как признавались многие общественные деятели, занимавшиеся еврейскими проблемами в те годы, ЕЕК до Кантора был мало представлен на действительно значимом уровне, а сами общины по большей части разбирались со своими проблемами по мере их возникновения. Кантор поставил целью превратить ЕЕК в общественную силу, с которой придется считаться, и таким образом эффективно и деятельно отстаивать интересы евреев по всей Европе. Нет – бессмысленной подковерной политике, да – реальным проектам, направленным на улучшение еврейской жизни, разрешение назревших проблем и заключение рабочих отношений с представителями власти, международными общественными институтами и остальными силами, способными изменить положение вещей. Особенный акцент Кантор сделал на те проблемы, которые беспокоили самих евреев в их повседневной жизни – набирающий силу антисемитизм, утрата молодыми поколениями еврейской идентификации, хаотичная работа программ по репатриации и так далее. Вячеслав Кантор взял разрешение этих вопросов на ЕЕК, наладил отношения между самими общинами, через конгресс объединив их в общую силу, и тем самым заработал достаточное уважение европейских евреев, чтобы возглавлять ЕЕК по сей день.
На пост президента ЕЕК Вячеслав Моше Кантор действительно избирался не единожды, и очередное переизбрание произошло в 2020 году, на фоне бушующей в мире пандемии. 2020 год стал тяжелым испытанием для всех, и ЕЕК не стал исключением – однако именно успехи конгресса под руководством Кантора в поддержке и помощи общинам в эти тяжелые времена во многом и определили единогласное голосование в пользу Моше Кантора на очередных выборах президента конгресса.
Практическая помощь пострадавшим институтам, заведениям и общинным учреждениям, впрочем, оказалась далеко не единственной задачей, с которой столкнулся ЕЕК и сам Моше Кантор в своей работе по защите еврейских интересов. Пандемия довела до критической точки уже назревшую к тому времени проблему антисемитизма и той реальной угрозы, что он стал представлять для благополучия общин и отдельных евреев. Этой проблеме Вячеслав Кантор также уделял самое пристальное внимание на посте президента ЕЕК и в 2010 году даже создал Центр Кантора по изучению современного европейского еврейства при Тель-Авивском университете в Израиле, где сам Кантор имеет звание почётного доктора. Эксперты и специалисты центра на сегодняшний день являются, пожалуй, самыми авторитетными исследователями вопроса антисемитизма. Ежегодно результатом их исследований становится отчёт об уровне антисемитизма в мире, позволяющий проследить не только продолжающийся рост нетерпимости по отношению к евреям, но и меняющиеся тенденции в его проявлениях и распространении.
Самая важная память
В 2005 году Вячеслав Моше Кантор стал известен не только в еврейском мире, но и за его пределами благодаря проведению Всемирного форума памяти Холокоста – масштабного мероприятия с удивительно высоким представительством, собравшим дипломатические миссии и глав государств со всего мира – и все это в память о Холокосте. Форум «Жизнь народу моему!» Кантор посвятил теме сохранения памяти о Катастрофе как важного исторического урока, забывать который человечество не должно ради собственной безопасности. Форум имел успех, а само обсуждение необходимости помнить о Холокосте, передавать память о нем новым поколениям и постоянно актуализировать знания и информацию об этих страшных годах XX века вернулось не просто в общественное обсуждение, но и в международную повестку. Сам же форум стал традиционным событием, и на сегодняшний день их прошло уже пять – все в важных для истории Холокоста местах и в честь не менее значимых дат.
Проведением этих форумов занимается Фонд «Всемирный форум памяти Холокоста», созданный самим Вячеславом Кантором по итогам того, самого первого форума, доказавшего актуальность темы и интерес к ней со стороны всего мира. Что же касается вопроса сохранения памяти о Катастрофе, то важность этого подтверждается уже тем, что с каждым годом в мире остаётся все меньше непосредственных выживших в Холокосте, а значит все меньше – живых воспоминаний и реального опыта, которым можно было бы поделиться с миром, и особенно – с молодежью. С этим Вячеслав Кантор связывает и пресловутый рост антисемитизма, вслед за которым неизменно приходит и общий рост уровня нетерпимости и напряженности в общественных отношениях. Во многих странах Европы не только эксперты, но и рядовые граждане уже не могут не видеть возрождение радикальных националистических идеологий и сил, и эта тенденция вызывает оправданные опасения у тех, кто помнит уроки Холокоста.
Вячеслав Моше Кантор видит столь плотную связь между утратой исторической памяти и возрождением антисемитизма в мире, что последний на сегодняшний день, Пятый Всемирный форум памяти Холокоста, он посвятил именно этой теме – антисемитизму в дне сегодняшнем. Несмотря на то, что форум прошел до начала глобального кризиса, связанного с пандемией, рост ненавистнических настроений по всему миру уже находился на том уровне, что вызывал тревогу у экспертов. Собрав мировых лидеров и представителей более 40 стран на форум, Вячеслав Моше Кантор лишний раз доказал значимость этой проблемы, а также то, что при объединении усилий весь мир все же в состоянии дать отпор ненависти и показать, что антисемитизм был и остаётся недопустимым явлением, с которым необходимо бороться.
Забота Кантора о памяти Холокоста, конечно, не ограничивается масштабными мероприятиями и международными заявлениями. Будучи человеком прагматичным и нацеленным на реальный результат, Кантор не менее пристально следит и за теми проблемами, с которыми сталкиваются сами пережившие Холокост люди. Месяцы пандемии стала для них настоящим ударом, унеся немало жизней очень пожилых людей, а также снизив само качество их жизни, даже если болезнь обошла стороной. Поэтому, в частности, в январе 2021 года, на мероприятиях, посвященных ежегодному Дню памяти жертв Холокоста, Вячеслав Кантор обратился к представителям власти с требованием максимально облегчить положение переживших Холокост, в частности – предоставив им первоочередную возможность сделать вакцину от коронавируса.
Толерантность на страже безопасности
Именно борьба с нетерпимостью, которой Вячеслав Кантор так предан, и подводит к идее толерантности как одной из ключевых в его деятельности. Говоря о методах борьбы с ненавистью, антисемитизмом и ксенофобией, Кантор признаёт важность силовых методов обеспечения безопасности, однако неизменно оговаривается: долгосрочного эффекта подобные методы принести не способны, а настоящим щитом против нетерпимости должна стать именно толерантность.
В чем кроется один из ключевых вопросов, так это в том, что именно считать толерантностью и какой она должна быть в современном мире. И этот вопрос в Европе обсуждается уже на протяжении нескольких лет. Самая горячая дискуссия вспыхнула в середине 2010-х, на фоне миграционного кризиса, охватившего Европу – кризиса, с которым Европа, по оценкам многих экспертов, не сумела справиться. Результатом отсутствия вмешательства в дела прибывающих мигрантов – что «оправдывалось» как раз якобы толерантностью и политикой мультикультурализма – стали серьезные проблемы с ростом экстремизма и целая волна терактов, устроенных в крупных европейских городах теми радикальными злоумышленниками, что проникли в Европу в рядах реальных мирных мигрантов. Все это и заставило самую широкую общественность, вплоть до представителей власти, говорить о необходимости отказаться от толерантности как таковой и вместо неепустить в дело более жесткие подходы.
Вячеслав Моше Кантор в своих комментариях на эту тему хоть и признавал необходимость ужесточения требований к безопасности граждан, однако отмел как невозможный и опасный полный отказ от толерантности. Во-первых, пояснял Кантор, Европа просто не может этого сделать, если хочет и дальше развиваться в собственном цивилизационном ключе – ведь толерантность и акцент на правах и свободах граждан являются основой ее существования. Во-вторых, нетерпимость лишь порождает нетерпимость, и ситуация в Европе, когда на всплеск терроризма европейцы ответили усилением национализма и ксенофобии, как раз подтверждает это. Но вместе с этим Кантор не отрицал, что подход к толерантности необходимо изменить. Вместо пассивной вседозволенности и терпимости Европе нужно взять на вооружение «безопасную толерантность» – ту, которая не действует в отношении явлений, идеологий и поступков, угрожающих европейским ценностям, а также свободам проживающих тут граждан.
Впрочем, «взять на вооружение» не следует воспринимать буквально. Кантор, как уже отмечалось, не сторонник силового воздействия. Чтобы действительно внедрить концепцию безопасной толерантности в общественное сознание, необходимо задействовать законодательные меры, уверен Кантор. Только будучи закреплённой в законодательных актах, толерантность может стать действительной нормой, стоящей выше сиюминутных пертурбаций и защищенной от попыток манипулирования ее сутью в угоду политической конъюнктуре.