2021-08-25T15:30:00+10:00 2021-08-25T15:30:00+10:00

Средневековье в Приморье: что увлекает современных людей в исторической реконструкции?

Корреспондент PRIMPRESS влился в движение и проникся атмосферой ушедших времен

25 августа 2021, 15:30

Фото: PRIMPRESS
Фото: PRIMPRESS | Средневековье в Приморье: что увлекает современных людей в исторической реконструкции?

Множество вечеров и бессонных ночей тратят реконструкторы на пошив исторического костюма, соответствующего выбранному региону и периоду. Как у и других, у многих из них есть семьи, работа, но они все равно находят время на свое необычное увлечение. Корреспондент PRIMPRESS попытался изучить реконструкторское движение изнутри и понять, почему же современные люди готовы тратить деньги и силы на попытки воссоздать элементы средневекового быта.

В Приморье, как и в других регионах Дальнего Востока, существует немало клубов исторической реконструкции, члены которых изучают Раннее Средневековье, то есть период с V по XI век. Швейных машинок тогда еще не придумали, так что шить костюмы приходится вручную. Конечно, полного соответствия не добиться, так как и шерсть овец уже не совсем та, и ткань зачастую фабричная (на домоткань деньги не у всех имеются), но каждый элемент основан на исторических источниках, допускаются только натуральные ткани.

Реконструкторы тем и отличаются от косплееров и ролевиков, что при разработке костюма не фантазируют, а изучают имеющиеся научные знания о людях, живших в ту или иную эпоху.

«Если не найдено, то не носим», – заявляют паспортисты. Они изучают заявки реконструкторов, желающих попасть на фестиваль, где можно пообщаться с товарищами по интересам, научиться чему-то новому и просто хорошо провести время в компании талантливых людей.

А умельцев в реконструкторском движении немало. Большинство умеют шить платья, рубахи, кафтаны, сумки, некоторые изготавливают вручную и обувь из кожи. Дело это непростое, требует внимательности, усидчивости, но научиться сможет каждый. Как и плести шнурки на специальной вилочке, ткать пояса, вязать носочки с помощью иглы. Куда сложнее изготовить украшения, приходится их заказывать, хоть и цены кусаются.

На фото ботиночки с носками, пояс, гребень, фибулы, кожаный мешочек

Конечно, можно купить вообще все, были бы деньги, но зачастую заказывать приходится из центральной части России, на Дальнем Востоке мастеров не так много, поэтому делать это нужно заранее, учитывая еще и огромные очереди, которые увеличиваются ближе к началу сезона (конец весны – начало лета).

На костюме все не ограничивается. Нужны еще и вещи, использовавшиеся в быту. Это посуда, шатры, столы, лавки, бочки и другие детали – все по должно быть аутентично. Но, конечно, без фанатизма. Очки у плоховидящих не отнимают, если надеть линзы возможности нет, да и медикаменты позволяют взять с собой на фестиваль, делать фото не запрещается, но нельзя постоянно залипать в телефонах. Все неисторичное можно просто хранить в шатрах.

Да и без всяких гаджетов на мероприятиях есть чем заняться. Культурная программа «Нормандских маневров» – одного из крупнейших фестивалей исторической реконструкции на Дальнем Востоке – весьма насыщенная. Это и эпичные бои, театр, конкурс скальдов, где любой желающий может спеть песню, прочитать стихи или рассказать историю собственного сочинения. Проходят и мастер-классы. Так, можно научиться печь лепешки и прясть шерсть. А вечерами выступают музыканты, и люди пускаются в пляс. Запоминается и огненное шоу коллектива театра «Одержимые».

«Уровень фестиваля в целом растет, не последняя заслуга в этом паспортистов, обладающих определенными знаниями в области материальной культуры, проверяющих заявки участников на предмет соответствия. Мы достигли пределов, не численных, а качественных. Хотелось бы что-то поменять, но как и куда двигаться, пока непонятно», – рассказал организатор фестиваля «Нормандские маневры» Дмитрий Рыбель.

Дмитрия беспокоит, что многие воспринимают реконструкцию как некий способ весело провести время, своеобразный туризм «в каких-то шмотках тысячелетней давности». По его мнению, само по себе это неплохо, но когда такого туризма становится слишком много, сама суть реконструкции теряется.

«На мой взгляд, люди все-таки должны пытаться познать прошлое. А когда это подменяется просто тусованием, наверное, это не очень правильно», – поделился своим мнением историк.

Дмитрий вспоминает, что все начиналось с небольшого сообщества в Уссурийске, потом появилось больше единомышленников, и был создан клуб Scara Regis.

«Мы познакомились с другими такими же клубами из разных городов, объединяемся и проводим фестиваль. То, что было 20 лет назад, порой и вспоминать не хочется. Были молоды и творили всякую ерунду. Но тогда толком не было доступа к Интернету, труднее было находить источники. А сейчас уровень многократно возрос», – объясняет организатор фестиваля.

Не стоит на месте и историческая наука. Бывает, находят что-то новое, старые сведения пересматриваются. Так что реконструкция – это не что-то застывшее во времени, люди спорят, обсуждают, но серьезных конфликтов, как правило, нет. Все стараются помогать друг другу, многие даже готовы отдать на время новичку свой комплект.

«Мы упоролись по истории, и нам интересно пожить, почувствовать, как оно было. Почему бы и нет? Кто-то в футбол играет, кто-то марки собирает, а у нас вот так. Реконструкцию можно рассматривать и как популяризацию исторической науки. Она позволяет визуализировать образы прошлого, которые уже давно не с нами. Может, граждане это все увидят и будут лучше понимать прошлое и людей прошлого», – заключил Дмитрий Рыбель.

Новости партнеров

Образ жизни