Оценить турпоток и изучить предпочтения туристов, спрогнозировать нужное количество парков или развязок – Big Data может все. На Восточном экономическом форуме МТС представила цифровую геоаналитическую платформу «МТС.Регион», которая поможет органам государственной власти и бизнесу принимать эффективные управленческие решения на основе данных о численности, составе населения и туристических потоках. Как Big Data может изменить инфраструктуру городов и зачем Приморью цифровая модель региона, корреспонденту «К» рассказал коммерческий директор бизнес-рынка «МТС» Андрей Зименков.
- Андрей, давайте для начала разберемся в терминологии. Расскажите простыми словами, что такое «цифровая модель региона»?
- Если максимально упростить, то цифровая модель региона – это портал, где пользователь может видеть в режиме реального времени тренды по поведению граждан конкретного региона. Где они живут, работают и проводят выходные, маршруты передвижения, на чем люди передвигаются (авто, общественный транспорт или пешком), куда и как часто путешествуют, какими приложениями на своем смартфоне пользуются, как часто выходят в Интернет. Можно сказать, что это «цифровой двойник» города. Использование этих данных помогает эффективно планировать развитие региона. Например, на основе больших данных можно объективно оценить пропускную способность дорог, нагрузку на общественный транспорт на разных участках и маршрутах.
- Владивосток уже много лет задыхается от пробок. И вроде бы строятся новые развязки и мосты, но проблема системно не решается. Так что для нас очень актуальна тема оптимизации транспортных потоков и маршрутов общественного транспорта. Big Data как-то может помочь в решении извечной проблемы городских пробок?
- Да, грамотная геоаналитика на основе больших данных может помочь. Более того, в ряде регионов уже есть успешный опыт. Портал позволяет очень точно и динамично оценить «маятниковую миграцию». То есть посмотреть, откуда, куда, зачем, в какое время и как надолго перемещаются люди в регионе и городе. Исходя из этих данных, можно усовершенствовать транспортные маршруты, количество общественного транспорта, периодичность его следования и так далее. К примеру, МТС участвовала в проектировании кольцевого диаметра Москвы. Используя свою разработку, мы выяснили, что количество пассажиров на кольцевых узлах в два раза больше, чем по официальной статистике. Исходя из полученных данных, администрация и власти смогли увеличить емкость этих узлов, чтобы пассажиропоток соответствовал действительности.
- Давайте обсудим не менее актуальную для Приморья сферу – туризм. Последние полтора года выдались непростыми, пандемийные меры лишили возможности выезда за границу, и многие россияне отправились в путешествия по стране. Приморье минувшим летом ощутило большой наплыв внутренних туристов. Но готов ли регион к приему гостей? Ваша платформа может быть полезна Приморью в туристической области?
- Да, безусловно. Но для начала нужно понять, какие туристы посещают Приморье и с какой целью, то есть составить портрет туриста. Вроде бы очевидная вещь, однако в большинстве регионов власти не знают кто, зачем и каким транспортом к ним приезжает. Официальная статистика дает данные, сколько, к примеру, прибыло во Владивосток туристов самолетами, поездами, автобусами из других регионов. Но сколько путешественников добралось на своем транспорте из Хабаровска или Якутии, этого ведомство не знает, а ведь это огромный поток людей.
Big Data даст точную информацию, сколько гостей приезжает на автомобилях, где они останавливаются и сколько времени здесь проводят. Платформа позволяет распределить гостей даже по степени активности – экскурсии, пляжи или спокойный отдых. Есть разбивка и по доходам, ведь одна из целей внедрения цифрового продукта – увеличение туристического потенциала региона. Стоит отметить, что вся информация о людях обрабатывается в виде больших массивов данных и является обезличенной на всех этапах. Идентифицировать человека по ним нельзя. Метод позволяет составлять только тепловые карты перемещения потоков людей, их плотности, фильтровать их по социально-демографическим и поведенческим характеристикам, но это полностью обезличенные данные. На основе этой информации можно разработать стратегию повышения привлекательности региона, грамотно распределять бюджетные средства и стимулировать развитие инфраструктуры.
Создание цифровых моделей городов – один из ключевых трендов в области урбанистики. Уже сегодня платформу «МТС Регион» можно не только масштабировать по всей стране, но и углублять с помощью сервисов вне мобильных данных. Программное обеспечение позволяет собирать сведения с любых объектов Интернета вещей, транспорта и видеокамер. МТС уже реализовала более 70 геоаналитических проектов в 36 регионах России.