2022-02-05T11:30:45+10:00 2022-02-05T11:30:45+10:00

Горох, манекен и рефлексия: сегодня во Владивостоке покажут «Войцека»

Корреспондент PRIMPRESS поделился впечатлениями и фото

5 февраля 2022, 11:30
Екатерина Дымова / PRIMPRESS

Фото: Екатерина Дымова / PRIMPRESS
Фото: Екатерина Дымова / PRIMPRESS | Горох, манекен и рефлексия: сегодня во Владивостоке покажут «Войцека»

Уже сегодня, 5 февраля, на малой сцене Приморского краевого драматического театра молодежи состоится премьера спектакля «Войцек» – драмы в одном действии по мотивам одноименной пьесы Георга Бюхнера (драматург – Виктория Костюкевич). Корреспондент PRIMPRESS побывал на сдаче.

Малая сцена в театре молодежи – настоящая площадка для экспериментов. Очередной эксперимент поставил режиссер Антон Шефатов, известный приморскому зрителю по читке пьесы «Шторм» в далеком 2020 в начале пандемии. Очевидно, что на большой сцене «Войцек» бы не случился по ряду объективных причин, поскольку он слишком камерный, откровенный, интимный. Он о личном, потому и сценография Егора Пшеничного лаконична.

Действие происходит в маленькой комнате, в которой практически всегда темно, стоит душная туманная дымка, и на низких частотах пульсирует музыка. Создается ощущение полного погружения в себя, когда визуальное теряет значение, а в висках стучит так, что становится дурно.

Эта маленькая комната – душа главного героя – Войцека, болезненно любившего и ревновавшего жену Марию. Все, что в ней происходит, – его воспоминания, размышления, попытки разобраться в себе и в случившемся, одним словом, – рефлексия.

Войцек в исполнении Николая Тирищука предстает человеком, тщетно пытающимся убежать от самого себя. У него не получается ни забыть, ни как-то оправдать совершенное убийство. Каждый день он совершает одни и те же действия (в частности – ест горох) в надежде справиться с муками совести, но это не помогает.

Сразу три образа – Капитана, Доктора и Тамбурмажора – исполняет Никита Лазарев. Однако создается ощущение, что все эти герои существуют только в воображении Войцека, а на самом деле их нет. Капитан, Доктор и Тамбурмажор ведут с ним диалог, то и дело наступая на самые больные мозоли, вскрывая самые глубокие раны, заставляя их гноиться и кровоточить. А кто, как не сам Войцек, знает свои слабые места? Не кто-то, он сам доводит себя до убийства.

Жертвой Войцека становится его супруга Мария. Олеся Белоконь предстает в образе по-детски трогательной, нежной, очень чувственной и ранимой женщины. Она и любит Войцека, и боится его. Образ Марии – это не образ живой женщины, которую легко можно разложить на чувства, эмоции, стремления и цели. Она – такое же воспоминание Войцека, как и Капитан, Доктор и Тамбурмажор, с той лишь разницей, что она когда-то реально существовала, была живой. И сейчас ее голос поселился в его голове и сводит с ума.

Однако Марию играет не только Олеся Белоконь, но и … манекен – красивый, белый, обезличенный. Основная смысловая нагрузка на него ложится практически в финале, когда на сцене одновременно две Марии и два Войцека. На глазах зрителя совершается преступление, однако режиссеру удалось решить этот ключевой эпизод способом, максимально «экологичным» для артистов и зрителей и вместе с тем невероятно пронзительным.

Кроме манекена, в постановке обыгрываются стол (он же зеркало) и детская лошадка-качалка, пристальное внимание уделяется деталям – белое и черное платья Марии, безликая маска на ее лице, манекен ребенка, чайная пара и, конечно, баночка с горохом.

Спектакль идет 70 минут. Он смотрится на одном дыхании и держит в напряжении с первых мгновений и до самого конца. Он подобен операции, когда режут по живому: и не тело, а душу. Выйти из зала и забыть увиденное не получится…

Новости партнеров

Культура