Минпросвещения замыкает на себе процесс утверждения учебников и пособий, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на «Ведомости». Это необходимо для того, чтобы они попали в федеральный список. Соответствующие нормативные акты подготовлены ведомством.
Научно-методический совет по учебникам, работающий при министерстве, по данным издания, займется экспертизой учебных пособий. В него должны входить чиновники различного уровня, представители общественных и некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных.
На оценку учебника членам совета дадут месяц. При этом по желанию правообладателя учебного пособия может быть проведена предварительная экспертиза. В свою очередь научно-методический совет сможет передавать учебники на государственную экспертизу.
Учебники и пособия для того, чтобы пройти сквозь фильтр экспертов, наряду с развитием мотивации к обучению должны развивать критическое мышление. Учебники также должны формировать гражданскую идентичность и отражать вклад российских деятелей в определенные области знаний. Подобные требования были и раньше. Однако сейчас добавлены новые.
«Ведомости» сообщают, что речь идет о правильности отображения границы России и субъектов Федерации, а также об отсутствии ЛГБТ-пропаганды. Кроме того, в учебнике не должно содержаться призывов к самоубийству, курению табака и асоциальному поведению.
При этом в образовательных учреждениях могут использоваться учебники не из федерального списка. В любом случае они должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. Главное отличие – их невозможно закупить из бюджетных средств.
«Начиная с 1990-х годов прошлого века правовое регулирование вопросов, связанных с допуском учебников в обучении детей, последовательно либерализировалось и деградировало, зачастую для обучения предлагались учебники и учебные пособия, содержащие положения, прямо противоречащие Конституции», – цитируют «Ведомости» ответ Минпросвещения.
В ведомстве при этом отмечают, что научно-методический совет будет смотреть на учебники в первую очередь с точки зрения «общественной пользы».